Географические указания и НМПТ
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает правовую охрану двух объектов интеллектуальной собственности (ОИС), предназначенных для индивидуализации товара, характеристики которого тесно связаны с его географическим происхождением, - географическое указание (ГУ) и наименование места происхождения товара (НМПТ). Их еще называют «региональными брендами».
Законодатель в п. 1 ст. 1516 ГК РФ определяет:
ГУ как обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара);
НМПТ - обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
ГУ является новым ОИС, закон в отношении которого вступил в силу 27 июля 2020 года. Считается, что введение ГУ должно помочь производителям традиционных товаров получить более широкие возможности защиты своей продукции, поскольку эта новелла предусматривает более «мягкие» требования к регистрации таких обозначений по сравнению с регистрацией НМПТ. Помимо этого, есть и другие отличия между ГУ и НМПТ, среди которых можно выделить следующие основные сходства и различия, анализ которых позволяет лучше разобраться в правовых особенностях этих ОИС.
Сходства ГУ и НМПТ:
- связь обозначения с территорией определенного географического объекта;
- обозначение может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним или несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц;
- исключительное право в отношении того же
ГУ / НМПТ может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации; - не допускается распоряжение исключительным правом на
ГУ / НМПТ , в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этогоГУ / НМПТ , а также переход исключительного права без заключения договора; - срок действия исключительного права составляет 10 лет со дня подачи заявки на
ГУ / НМПТ с возможностью его продления; - наличие особой маркировки (знак охраны
ГУ / НМПТ ).
Различия между ГУ и НМПТ:
Географичекое указание |
Наименование места происхождения товара |
---|---|
Любое обозначение, в том числе графическое или комбинированное, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта. |
Словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта. |
Определенные качество, репутация и другие характеристики товара, в отношении которого может быть зарегистрировано ГУ, в значительной степени связаны с его географическим происхождением. |
Особые свойства товара, в отношении которого может быть зарегистрировано НМПТ, исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. |
Обозначение (не обязательно известное), позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта. |
Обозначение, ставшее известным в результате его использования в отношении товара. |
На территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара. |
На территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара. |
Заявитель сам собирает и предоставляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий соответствующими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением. |
Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиями п.1 ст.1516 ГК РФ. |
Специальная эмблема для ГУ |
Специальная эмблема для НМПТ |
Еще одно важное отличие, о котором следует знать региональным производителям традиционных товаров, - это комплект документов, необходимых для подачи заявки на ГУ или заявки на НМПТ в Роспатент. Какие это документы и что следует сделать производителям товаров, имеющих особую связь с его географическим происхождением, чтобы получить исключительное право на использование ГУ или НМПТ в отношении таких товаров? Ответ на эти и другие вопросы, связанные с ГУ и НМПТ, Вам помогут найти квалифицированные специалисты нашей фирмы, которые имеют положительный опыт в сфере правовой охраны и защиты ОИС в России и за рубежом.