Управление рисками в сфере служебных результатов интеллектуальной деятельности
28 декабря 2018I. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Правильно организованная система управления рисками является одной из ключевых основ развития успешной модели бизнеса. Эффективный менеджмент и консалтинг стремятся к тому, чтобы, по возможности, предотвращать спорные и конфликтные ситуации.
Вместе с тем, в последние годы существенно возросло количество судебных споров, связанных с принадлежностью прав на служебные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), поскольку большинство объектов интеллектуальной собственности создаются творческим трудом именно наемных работников.
Как показывает практика, отсутствие должного внимания к указанным вопросам может привести к серьезным последствиям для интеллектуальных активов компании, включая утрату права на получение патента, оспаривание действующих патентов, прекращение правовой охраны ноу-хау, требования работников по выплате вознаграждений за служебные РИД и т.п.
Нередки ситуации, когда права на интеллектуальные активы используются как рычаг давления на оппонента в трудовом или корпоративном споре. Это становится возможным в случаях отсутствии необходимого набора документов, оформляющих распределение прав между автором и работодателем и, как следствие, неопределенности принадлежности таких прав.
Например, недавно фирма «Городисский и Партнеры» представляла интересы ответчика в судебном споре о взыскании многомилионной задолженности по лицензионному договору о предоставлении права использования нескольких изобретений. После тщательного изучения материалов дела выяснилось, что часть работников ответчика являлись авторами запатентованных изобретений, но при этом ответчик не был указан в патентах в качестве патентообладателя или сопатентообладателя. На этом основании была построена эффективная стратегия защиты, которая привела не только к отказу в удовлетворении исковых требований против клиента, но и выдаче новых патентов, в части из которых клиент был указан в качестве сопатентообладателя, а в другой части - в качестве патентообладателя.
II. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РИСКОВ В ОБЛАСТИ СЛУЖЕБНЫХ РИД
Опыт по реализации проектов, связанных с правами на служебные РИД, показал, что основные риски в данной области целесообразно разделить на следующие условные группы:
1. Квалификация и оформление отношений с авторами РИД
2. Неуведомление о создании служебных РИД
3. Раскрытие автором сведений о служебном РИД
4. Принятием работодателем мер, направленных на закрепление за собой, сохранение в тайне либо передачу третьим лицам прав на служебные РИД
5. Выплата авторского вознаграждения за служебный РИД.
Остановимся более подробно на отдельных ключевых моментах в каждой из групп рисков.
1. Квалификация и оформление отношений с авторами РИД
Многие работодатели часто допускают ошибку, полагая, что выплата заработной платы работникам автоматически гарантирует переход прав на созданные последними интеллектуальные продукты к организации, в которой эти работники трудятся.
Вместе с тем существует ряд императивных положений, несоблюдение которых может привести к утрате прав на РИД, созданные штатными работниками.
К данной группе риска относятся случаи, когда в организации отсутствуют документы, определяющие объем трудовых обязанностей работника/служебное задание, либо случаи, когда созданный работником РИД выходит за пределы трудовых обязанностей/служебного задания.
Кроме того, нередки ситуации, когда работники одновременно работают в двух и даже более местах. Классический пример - это совмещение работы в НИИ и коммерческой организации. В таком случае возникают риски неправильного определения принадлежности и оформления прав на служебные РИД.
2. Неуведомление о создании служебных РИД
Часто неуведомление о создании РИД является результатом невнимательного отношения работника либо незнания необходимости уведомлять работодателя. Вместе с тем нередки случаи и умышленных действий, направленных на сокрытие служебных РИД с целью дальнейшего присвоения прав.
В этом случае полезной рекомендацией является определение перечня отдельных категорий работников/должностей, которые потенциально могут создать РИД, а также проведение регулярного мониторинга результатов труда указанных работников и введение регулярной отчетности об их деятельности. Также рекомендуется использовать письменную форму уведомления с указанием состава авторов, творческого вклада, области применения, примеров осуществления РИД.
3. Раскрытие автором сведений о служебном РИД
Исходя из лучших побуждений, изобретатели стремятся поделится своим открытием, опубликовать научную статью, рассказать о новом решении на конференциях и других публичных мероприятиях.
Вместе с тем ценность РИД определяется его новизной и неизвестностью третьим лицам. В случае раскрытия РИД, работодатель рискует потерять возможность защитить его в качестве изобретения, поскольку изобретение должно соответствовать условию патентоспособности «новизна». Поэтому для минимизации указанных рисков работодателю рекомендуется предпринять комплекс мер, направленных на сохранение работниками информации о служебных РИД вчтайне.
4. Непринятие работодателем мер, направленных на закрепление прав на служебные РИД или сохранением в тайне
Закон установил строго определенный перечень действий, которые работодатель должен совершить для перехода прав на служебный РИД от работника. В частности, в течение четырех месяцев со дня уведомления работником о создании служебного РИД работодатель может подать заявку на выдачу патента, передать право на получение патента третьему лицу, принять решение о сохранении информации о РИД в тайне. Если ни одно из указанных действий не совершается, права на служебные РИД возвращаются к работнику.
5. Выплата авторского вознаграждения за служебный РИД
Конфликты, связанные с выплатой авторского вознаграждения, составляют самостоятельную группу рисков. Несмотря на то, что споры об авторском вознаграждении формально не могут повлиять на смену правообладателя, данный вопрос является актуальным для каждого работодателя, поскольку именно он является лицом, обязанным выплачивать авторское вознаграждение, независимо от того, кому принадлежат права на РИД на момент предъявление претензий от автора.
Как правило, разногласия возникают относительно оснований и размеров авторского вознаграждения, поскольку закон отнес данную сферу отношений к договорному регулированию. При этом минимальные/рекомендуемые ставки вознаграждения могут применяться судом в случае отсутствия договора и несогласия сторон.
III. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ
Принимая во внимание актуальность и важность проблемы, рекомендуется применять комплекс мер по созданию и внедрению эффективной системы управления рисками, которые возникают в связи с приобретением и использованием прав на служебные РИД.
Минимизировать указанные риски поможет наличие в компании активно применяемого комплекта локальных актов, а также договоров, соглашений и других документов, которые подписываются с работниками, контрагентами и иными третьими лицами.
К числу таких документов могут относится:
- Политика управления интеллектуальной собственностью – документ верхнего уровня, регламентирующий деятельность по управлению рисками, возникающими в связи с созданием, оформлением, учетом, приобретением, использованием, распоряжением и защитой прав на РИД
- Положение об интеллектуальной собственности – следующий по масштабу и важности документ, регламентирующий отношения, связанные с созданием, оформлением, учетом, приобретением, использованием, распоряжением и защитой прав на РИД
- Положения о коммерческой тайне (ноу-хау) – локальный акт, устанавливающий порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау), в том числе порядок введения правовой охраны ноу-хау, а также доступа третьих лиц к такой информации
- Документы, опосредующие процесс создания интеллектуальных активов компании
- Трудовые договоры и должностные инструкции в соответствующей части.
Для повышения эффективности системы управления рисками в области служебных РИД также рекомендуется проводить дополнительное обучение ответственного персонала в форме семинаров и презентаций, в рамках которых прорабатываются конкретные сценарии, даются рекомендации и пояснения относительно внедрения и контроля за исполнением документов, регламентирующих отношения, связанные со служебными РИД.