Минэкономразвития подготовило законопроект о внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ
14 ноября 2024Целью вносимых изменений является закрепления реестрового принципа учёта результатов предоставленных государственных услуг по регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (далее соответственно – реестровая модель, РИД и СИ).
Данный принцип предусмотрен статьёй 7.4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Он предполагает, что результатом государственных услуг является юридически значимая запись в соответствующем государственном реестре, а не документ (патент, свидетельство).
Законопроект регламентируют техническую сторону оформления исключительных прав на РИД и СИ, не изменяя действующих оснований их получения.
Законопроект предусматривает сохранение таких терминов и понятий, как «патент», «патентное право», «право на получение патента», «патентообладатель», но предполагает, что исключительные права, в частности на изобретение, будет подтверждаться не патентом, а записью в соответствующем государственном реестр. В реестр будут продолжать вноситься все необходимые изменения, в том числе, в сведениях о правообладателе и о распоряжении исключительным правом, но в патенте (свидетельстве) эти изменения отражаться не будут. Не будет выдаваться ни дубликат патента (свидетельства), ни новый патент при признании предоставления правовой охраны недействительным частично.
После перехода на реестровую модель приоритет, авторство и исключительное право будет удостоверять исключительно реестровая запись в соответствующем государственном реестре. Патент на РИД (свидетельство на СИ) будет носить информационный характер, содержать только информацию о факте государственной регистрации РИД и СИ и будет выдаваться только в электронной форме.
Кроме того, законопроектом предлагается изменить порядок отсчёта трёхмесячного срока для подачи самостоятельной заявки в ситуации, когда дополнительные материалы изменяют сущность заявленного решения (п. 2 ст. 1381 ГК). Предлагается отсчитывать этот срок не с даты получения заявителем соответствующего уведомления экспертизы, а с даты направления заявителю этого уведомления.
Законопроектом также предусматривает, что проверка соблюдения требования единства изобретения будет проводиться только на этапе проведения экспертизы по существу (п.2 ст.1386 ГК), а проверка соблюдения этого требования на этапе формальной экспертизы (п.4 ст.1384 ГК) исключается.
По замыслу разработчиков законопроекта, указанные изменения позволят снизить административную нагрузку на Роспатент и правообладателей, в частности, за счёт упрощение процедуры государственной регистрации РИД и СИ.