В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

ВИА «Синяя птица»: борьба за имя // GL-media.com

17 сентября 2019

Что такое интеллектуальная собственность бизнеса? Для чего нужна эффективная правовая охрана интеллектуальной собственности? Как эффективность правовой охраны интеллектуальных прав влияет на деловую репутацию, лояльность клиентов, а иногда и на судьбу бизнеса? Ответить на эти непростые вопросы нам помогли юристы фирмы «Городисский и Партнёры»: Дмитрий Семихвостов, Татьяна Коровина и Екатерина Васильева, на примере истории борьбы за название известного самарского вокально-инструментального ансамбля «Синяя птица».

Говоря об интеллектуальной собственности бизнеса, что мы обычно имеем в виду? Прежде всего средства индивидуализации, так называемые маркетинговые обозначения, которые формируют имидж и репутацию компании. Это могут быть имя бизнеса, брэнд, слоган, оригинальное название товара или услуги, логотип, дизайн упаковки товара и т.д. Обеспечивая надёжную и эффективную правовую охрану этих объектов, вы создаете прочную основу для вашего бизнеса и можете избежать возможных проблем в дальнейшем.

ВИА «Синяя птица» известен и любим не одним поколением — допустить незаконное использование известного всем имени было нельзя.

Однако на практике оказывается, что интеллектуальная собственность бизнеса либо вовсе не охраняется, либо охраняется недостаточно эффективно, поскольку имеющаяся правовая охрана в конкурентной борьбе «не работает» должным образом. Именно конкурентная среда выявляет качество и эффективность портфеля интеллектуальной собственности компании.

Осуществить эффективную правовую охрану вашей интеллектуальной собственности и превратить ее в реально работающий правовой инструмент конкурентной борьбы – задача непростая. Решить её способны только опытные и грамотные патентные поверенные и юристы, работающие в данной области права.

История «Cиней птицы» и её клона

Советские вокально-инструментальные ансамбли – драгоценное наследие и часть культурного кода граждан нашей страны. Песни таких коллективов, как «Лейся, песня», «Весёлые ребята», «Синяя птица» знают и любят все – особенно дороги они людям старшего поколения, которые застали пик славы этих коллективов. К сожалению, творческое наследие некоторых таких коллективов со временем ушло в прошлое и забылось — часто из-за того, что их интеллектуальная собственность была недостаточно защищена. ВИА «Синяя птица» – один из немногих коллективов, которому удалось сохранить своё творческое наследие, во многом благодаря профессиональной поддержке специалистов в области интеллектуальной собственности.

ВИА «Синяя птица» образовался в 1976 году в г. Куйбышев. До конца 80-х группа была одной из самых известных и плодовитых в стране – в общей сложности в багаж «Синей птицы» входят 8 полноформатных виниловых альбомов, 11 малоформатных и 2 сборника песен. В разные годы с коллективом были связаны такие известные артисты, как Юрий Антонов, Игорь Саруханов, Вячеслав Добрынин, Владимир Шаинский и Игорь Крутой. Миллионы советских пар качались в такт нежной мелодии песни «Клён» и танцевали под задорный ритм «Белого теплохода». Трудно представить более «народный» для того времени коллектив.

К сожалению, в своём первозданном виде коллектив был вынужден прекратить существование в начале 90-х годов. Однако уже в 2000-м, по инициативе создателей легендарного ВИА братьев Болотных, снова объединился, чтобы возродить свою деятельность под знакомым именем и со всеми любимым репертуаром. Так, в 2000 году в Самаре вновь возник ВИА «Синяя птица», в который вошли участники советского ансамбля.

В этой ситуации закономерно возникла необходимость в правовой охране названия ВИА, и самарский ансамбль приобрёл товарный знак «Синяя птица» в отношении культурно-просветительской деятельности. Но ему не удалось получить правовую охрану для этого товарного знака в отношении услуг оркестров и ансамблей, чтобы беспрепятственно осуществлять свою концертную деятельность. Тогда же выяснилось, что эта рубрика была «занята» товарным знаком «Синяя птица», зарегистрированным в 1996 году на имя организации из Санкт-Петербурга, основным видом деятельности которой были «услуги брачных агентств».

До 2013 года в этой ситуации наблюдалось относительное затишье — организации не конкурировали, поскольку работали и использовали обозначение «Синяя птица» в разных видах деятельности и никак друг с другом не пересекались.

Однако такая тишина длилась недолго. В 2013 году на сцене появился новый игрок – коллектив-клон из Саратова, который решил начать собственную концертную деятельность под именем «Синяя птица». Этот клон использовал идентичный с самарским ВИА имидж, вплоть до шрифта на афишах. Едва появившись на свет, саратовский коллектив-клон приступил к агрессивным действиям в отношении ВИА «Синяя птица», добиваясь прекращения его деятельности. Более того, клону из Саратова удалось приобрести у петербургской организации право на товарный знак.

Битва приоритетов и торжество справедливости

Однако на момент приобретения у правообладателя из Петербурга было два товарных знака «Синяя птица» – с приоритетами от 1996 г. и 2013 г. Если бы саратовский клон подошёл к приобретению товарного знака вдумчиво и грамотно, он бы приобрёл если не оба этих знака, то хотя бы тот, который старше. Но в итоге им было принято решение прекратить знака 1996 года и приобрести более поздний – 2013 года. Такой ход сыграл с саратовским клоном злую шутку в борьбе за монопольное право на название «Синяя птица».

Именно конкурентная среда выявляет качество и эффективность портфеля интеллектуальной собственности компании. Поэтому не пожалейте усилий для оценки его эффективности, не дожидаясь атак со стороны конкурентов.

В это время самарский ВИА уже обрёл надёжную юридическую поддержку в лице фирмы «Городисский и Партнёры», вступил в борьбу за свои творческого наследия. И ему удалось выйти из этой борьбы победителем. На руку сыграла разница в приоритетах товарных знаков. У ВИА из Самары приоритет товарного знака был значительно старше — 2000 г., чем у саратовских оппонентов – 2013 г. Кроме того, юристам удалось доказать, что «культурно-просветительские мероприятия» в объёме правовой охраны товарного знака самарского ВИА включают в себя услуги оркестров и ансамблей. Таким образом, профессионализм юристов вкупе с неопровержимыми, документально подкрепленными аргументами и надлежащими доказательствами дали свои положительные результаты — право на имя ВИА «Синяя птица» теперь принадлежит только тем, кому оно положено по праву.

Необходимо понимать, что этот результат не был достигнут в одночасье — ему предшествовала многолетняя кропотливая совместная работа самарского ВИА и юристов фирмы «Городисский и Партнёры». На протяжении многих лет участники процесса постоянно мониторили ситуацию, внимательно следили за деятельностью конкурентов — каждая крупица информации могла стать в этой борьбе решающей. Все это доказывает, что при неэффективной охране отстаивать свои права на ставшее востребованным не только у слушателей, но и конкурентов известное имя трудно, долго и дорого, а иногда, к сожалению, невозможно.

Важно уже на этапе становления своего бизнеса продумывать стратегию охраны интеллектуальной собственности. Не стоит подходить к этому формально — необходимо своевременно привлекать профессионалов для создания действенного в конкурентной борьбе правового инструмента. А если вы полагаете, что портфель интеллектуальной собственности у вас уже есть, то не пожалейте усилий для оценки его эффективности, не дожидаясь атак со стороны конкурентов. Только в этом случае ваша интеллектуальная собственность будет приносить вам стабильную прибыль и станет одним из самых дорогих активов вашего бизнеса.

Текст: Екатерина Коннова

Вернуться назад