Право на защиту регионального бренда // Коммерсантъ-Сибирь
29 октября 202130 сентября в Барнауле прошла конференция ИД «Коммерсантъ-Сибирь» и юридической фирмы «Городисский и Партнеры» на тему «Продвижение региональных брендов: особенности регистрации и их правовая защита». В рамках встречи прошли две сессии, посвященные вопросам интеллектуальной собственности, защите товарных знаков, а также проблеме разграничения географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Участники встречи отметили ключевую роль средств индивидуализации товаров и услуг в защите региональных брендов, преимущества правового статуса различных объектов интеллектуальной собственности и особенности процедуры их регистрации, распоряжения исключительными правами и их защиты.
Приглашенным модератором стала региональный директор офиса компании «Городисский и Партнеры» в Новосибирске Наталья Николаева. Как она отметила во вступительном слове, сегодня в России в целом и в регионах в частности уделяется особое внимание развитию отечественных брендов. Для масштабирования и продвижения продукции, маркированной такими брендами, служат различные средства индивидуализации. «Закон предусмотрел ряд средств для защиты бренда. Но самым популярным средством индивидуализации остается товарный знак»,— рассказала госпожа Николаева.
В 2020 году в России, в том числе для защиты региональных брендов, внесены изменения в законодательство, предусматривающие возможность регистрации нового объекта интеллектуальных прав — географического указания (ГУ). Он позволяет не только выделить товар на рынке, но и обеспечить защиту потребителей. Данный объект близок к другому объекту права, принятому ранее, — наименованию места происхождения товара (НМПТ), однако имеет ряд преимуществ. «Например, НМПТ „Нарзан“ или „Вологодское масло“ означает, что продукт полностью производится в этой местности. Но, в отличие от него, для географического указания достаточно одной стадии производства товара на определенной территории»,— отметила другая участница конференции — патентный поверенный РФ фирмы «Городисский и Партнеры» Инна Рыбчак.
Географическое указание как объект интеллектуальных прав предоставляет более широкие возможности производителям, которые раньше из-за жестких требований не могли зарегистрировать свое обозначение в качестве наименования места происхождения товара.
В качестве НМПТ может быть зарегистрировано только словесное обозначение, которое представляет собой наименование географического объекта, или включает такое наименование, или является производным от него. В то время как географическое указание может представлять собой любое обозначение, например, комбинированное — включающее как слово, так и какой-либо изобразительный элемент. Главное, чтобы оно позволяло идентифицировать товар как происходящий с определенной территории.
«Также географическое указание будет охраняться в течение всего времени существования возможности производить товар, который отвечает заявленным требованиям»,— отметила Инна Рыбчак.
Владельцами прав на НМПТ и ГУ, по словам спикеров, могут быть одновременно несколько лиц, производящих товар, отвечающий заявленным характеристикам и свойствам. При этом с точки зрения объема прав ГУ и НМПТ предоставляют равные возможности. В частности, правообладатель может использовать географическое указание или НМПТ путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках товаров, на бланках, счетах, иной документации, а также в рекламе, на вывесках, в объявлениях, в интернете, в том числе в доменном имени. Кроме этого, наличие исключительного права позволяет правообладателю как НМПТ, так и ГУ защищать свои права на их использование и запрещать выпуск контрафактной продукции.
«В период с 1992 года, когда было зарегистрировано первое НМПТ, и по сегодняшний день охрану в качестве НМПТ получили всего 257 обозначений, получается, что в среднем регистрируются девять НМПТ в год, при этом в качестве ГУ только в 2021-м зарегистрировано 13 обозначений. Я думаю, что данный объект еще будет набирать популярность»,— рассказала госпожа Рыбчак.
В качестве географического указания и наименования места происхождения товара нельзя зарегистрировать обозначение, вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства, либо ранее уже зарегистрированное в качестве НМПТ или ГУ для товара того же вида, либо не соответствующее установленным требованиям к характеристикам, особым свойствам товара, стадиям и границам производства, а также обозначение, способное ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
По окончании выступления спикеры ответили на ряд вопросов слушателей. В частности, Наталья Николаева отметила, что предприниматель самостоятельно выбирает для своей продукции объект интеллектуальных прав, после чего рекомендуется обратиться к профессионалам, которые проконсультируют в отношении возможности регистрации выбранного объекта и подготовят необходимые документы для обращения в Роспатент.
На вопрос слушателя о том, имеет ли смысл регистрация НМПТ или ГУ для защиты продукции на внешнем рынке, Инна Рыбчак ответила, что такой способ должен уберечь от недобросовестного использования бренда, и отметила еще один инструмент защиты — включение бренда в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. «Это однозначно делать нужно, чтобы пресечь ввоз и вывоз нелегальной продукции»,— заявила Наталья Николаева.
По словам экспертов, средства индивидуализации позволяют производителям достичь успеха на рынке, обеспечивают здоровую рыночную конкуренцию и повышают качество продукции.