В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Защита интеллектуальной собственности в индустрии детских товаров

4 октября 2019

- Илья Сергеевич, какое значение имеет интеллектуальная собственность в индустрии детских товаров?

В индустрии детских товаров интеллектуальная собственность, играет, пусть не всегда очевидную, но важнейшую роль. Это дает конкурентное преимущество и является основой удержания ключевых позиций на рынке. И лидеры этой отрасли, и начинающие компании должны понимать, что системно построенная работа как в сфере формирования и поддержания портфеля интеллектуальных прав, так и в области борьбы с недобросовестными конкурентами, помогает решать конкретные бизнес-задачи и ведет к успеху в борьбе за потребителя.

- Поделитесь опытом, как производитель детских товаров и его контрагенты могут защитить свои права?

В первую очередь необходимо изучить текущую ситуацию в компании: как выстроена работа с интеллектуальной собственностью, какие договоры и документы опосредуют отношения с авторами (дизайнерами), проводится ли необходимая «очистка» прав, мониторинг срока действия прав и лицензионных договоров, есть ли какие-то элементы продукции, которые пока не защищены (это особенно актуально для модификаций или новых линеек уже выпущенной продукции).

Исходя из анализа этой информации, вырабатываются рекомендации для принятия решений о патентовании, подаче заявок на товарные знаки, усиления защиты средствами авторского права.

При этом, исходя из конкретных бизнес -задач и по итогам исследований на наличие угрозы подделок, "серого" импорта, имитации продукции, надо принимать решение и обращаться к правовым средствам защиты.

- Какие шаги нужно предпринять компании для возникновения авторских прав на дизайн детских товаров?

Прежде всего, необходимо внедрить внутреннюю политику работы компании с объектами интеллектуальной собственности, которая будет контролировать ситуацию как при создании объекта работником предприятия, так и при разработке его сторонним автором (дизайнером).

Выстроенная внутренняя политика по работе с объектами интеллектуальной собственности поможет во многом снизить рисковые ситуации. Политика также может содержать проекты типовых документов опосредующих взаимоотношения с авторами и регулирующих вопросы, в том числе вознаграждений за создание служебных объектов.

- Расскажите, каков порядок действий в процессе патентования детских товаров в России?

Нужно в первую очередь определиться, что компания заявляет на патентование: изобретение, полезную модель или промышленный образец. Необходимо также учитывать правовое регулирование, связанное с созданием служебных объектов патентных прав (и здесь также во многом поможет внедрение вышеупомянутой внутренней политики компании по работе со служебными объектами интеллектуальных прав). При этом важно определить страны, в которых патентование будет происходить. Не стоит забывать и об опции евразийского патентования, которая позволит получить одновременную охрану в некоторых странах постсоветского пространства

Немаловажным будет проведение соответствующего информационного патентного поиска, направленного на выявление любых сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Проведение такого поиска также важно и для того, чтобы снизить риски нарушения чужих интеллектуальных прав.

Другим значимым аспектом является соблюдение срока на подачу заявки в Роспатент в случае, если на рынке произошло раскрытие технического решения (например, путем экспонирования на выставке), которое компания хочет запатентовать.

- В чем отличия изобретений, полезных моделей и промышленных образцов применительно к индустрии детских товаров?

В общих чертах отличия состоят в следующем.

В качестве изобретения в любой отрасли можно заявить техническое решение, относящееся к продукту (например, к устройству или веществу) или способу, в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению. При этом такое заявляемое решение должно быть новым, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимо.

Правила и методы игр в качестве изобретений не патентуются А вот, например, различные устройства дистанционного управления, или игрушки, которые приводятся в действие вручную программно-аппаратные комплексы, элементы конструкторов, способы или материалы изготовления детской продукции вполне могут быть рассмотрены в качестве патентуемых технических решений при условии соответствия определенным критериям.

Полезная модель, подлежащая патентованию, должна быть новой и промышленно применимой. Производителям индустрии детских товаров нелишне обратить внимание на возможность заявления в качестве полезных моделей, например, различных решений, относящихся к конструкции головоломок, настольных игр и различных игрушек, детской мебели, канцелярских принадлежностей и достаточно широкой категории иной детской продукции.

В качестве промышленных образцов охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, при этом такое решение должно быть новым и оригинальным. Иными словами, промышленный образец - это дизайн, патентование которого создает высокую степень правовой защиты, например, упаковки продукции и внешнего вида различных категорий детских товаров. Стоит отметить возможность патентования в качестве промышленного образца интерфейса цифровой продукции, ориентированной на детей.

В целом все три патентных объекта различаются по срокам своего действия и по процедуре патентования. В этой связи каждый случай надо рассматривать индивидуально и ориентироваться на возможность построения комплексной защиты интеллектуальных прав компании. В этом особую роль играют патентные поверенные.

- Насколько важно для компании, занимающейся оборотом детских товаров, иметь свой зарегистрированный товарный знак?

Без товарного знака сложно представить себе современную конкурентоспособную компанию. Перефразируя расхожий афоризм И. Ильфа и Е. Петрова, можно сказать, что «товарный знак - не роскошь, а средство индивидуализации детской продукции». При этом регистрация товарного знака наделяет правообладателя полноценным арсеналом средств борьбы с контрактом, проблема которого является актуальной в индустрии товаров для детей.

Необходимо знать, что правовая охрана товарного знака действует только при условии его государственной регистрации, и в пределах конкретной страны. Но правообладатель может воспользоваться процедурой международной регистрации товарного знака, что упрощает в ряде случаев получение охраны в нескольких странах одновременно. Компаниям, ориентированным на европейский рынок, не стоит забывать о региональной системе товарных знаков Европейского союза.

При принятии решения о регистрации товарного знака компании важно провести поиск на предмет выявления регистраций других лиц. Также необходимо тщательно отнестись к формулировке перечня товаров, которые будут покрываться регистрацией товарного знака, внимательно подходить к вопросу о включении тех или иных элементов в состав товарного знака. В этих вопросах неоценимо велика роль патентных поверенных.

Существенный аспект, который должен учитывать правообладатель, - товарный знак следует использовать в том виде, в каком он зарегистрирован. В противном случае, при возникновении спора о досрочном прекращении охраны товарного знака, возможна конфликтная ситуация, при которой компании предстоит доказывать, что использование товарного знака с изменением его элементов не повлияло на различительную способность. В этой связи, если на практике компания видоизменяет свой товарный знак, крайне рекомендуется заручиться советом патентного поверенного относительно необходимости регистрации новой вариации обозначения в качестве нового товарного знака.

- Есть ли какие-то особенности в защите прав на персонажей, которые используются при производстве детских товаров?

Конечно. Персонаж будет являться самостоятельным объектом авторского права, если по своему характеру он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда и отвечает установленным требованиям к существованию в какой-либо объективной форме. При этом изображение персонажа или его имя может, в зависимости от ситуации, быть и товарным знаком.

В индустрии детских товаров лицензирование прав на использование персонажей при производстве широкой категории продукции достаточно актуально. В этой связи правообладателям следует учитывать различные способы охраны персонажа (как средствами авторского права, так и посредством товарного знака), заключая то или иное лицензионное соглашение или принимая решение по защите своих прав.

Обращаем внимание, что в настоящее время права на персонажей как объекты авторского права ограничены сроком жизни автора и последующих 70 лет с даты его смерти. Однако, например, изображение персонажа может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Следует помнить, что исключительное право на товарный знак можно продлевать каждые 10 лет неограниченное количество раз, что наделяет правообладателя дополнительной защитой.

- Какие изменения в законодательстве и судебной практике в области интеллектуальной собственности следует учитывать компаниям в индустрии детских товаров?

Хочется отметить, что за минувшие годы законодательство сделало немалый шаг вперед.

Например, в этом году вступили в силу изменения в Гражданский Кодекс в отношении временной правовой охраны промышленных образцов. Суть в следующем. На промышленный образец подается заявка в Роспатент, и со дня публикации сведений о заявке до даты публикации сведений о выдаче патента на него предоставляется временная правовая охрана. Ее объем определяется совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в опубликованной заявке на промышленный образец, но не более чем в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в решении Роспатента о выдаче патента на промышленный образец. Лицо, которое использовало заявленный промышленный образец в указанный период, должно выплачивать патентообладателю после получения им патента денежное вознаграждение.

Не отстает и судебная практика. Особенно следует выделить недавнее Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10, которое в ряде положений внесло существенную ясность в процесс доказывания нарушения интеллектуальных прав и ориентирующее суды на более широкое использование полномочии по истребованию доказательств. Следует ожидать дальнейшего развития судебной практики по укреплению эффективности защиты интеллектуальных прав.

- С помощью каких инструментов компании могут обеспечить регулярный мониторинг соблюдения своих прав?

Развитие Интернета, с одной стороны, послужило росту активности нарушителей прав, а с другой стороны, наделило правообладателей большим арсеналом возможностей по отслеживанию нарушений. В этой связи можно порекомендовать современные системы мониторинга в цифровой сфере. В частности, наша фирма запустила собственный сервис защиты бренда - Gorodissky IP Security, предусматривающий комплексный подход к защите как on-line, так и off-line. Сервис предусматривает регулярный мониторинг упоминания бренда в Интернете, а также направлен на реагирование и устранение фактов незаконного использования бренда, в том числе применительно к контрафакту, "серому" импорту, мошенничеству с использованием бренда, нелегальной on-line торговле и незаконному использованию контента.

- Опишите, пожалуйста, защитные действия, которые может предпринять производитель и его официальная торговая сеть для охраны своих прав.

Имея на руках картину несоблюдения прав, совместно с правообладателем мы можем выработать конкретную тактику по устранению нарушений. Это может включать в себя направление претензионных писем, обращение к хостинг-провайдерам, а также «выход в off-line»: проведение контрольных закупок, исследование конкретных торговых точек (в том числе на рынках и в торговых центрах), последующее обращение в правоохранительные органы и суды.

В случае, если наличие на рынке России контрафактной продукции доказано, правообладателю имеет смысл включить свой товар в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Дополнительно нужно знать о возможности преследования недобросовестных конкурентов в связи с имитацией товаров даже в тех случаях, когда нет нарушения авторских прав или товарных знаков, но присутствует имитация стиля производителя.

Наша юридическая фирма обладает значительным практическим опытом по защите интересов как российских, так и иностранных правообладателей на фронте борьбы за соблюдение интеллектуальных прав. Главное в этой части учитывать индивидуальный подход к каждому проекту и выстраивать тактику в зависимости от конкретных бизнес-задач доверителя.


Поделиться:
Вернуться назад