Взят курс на развитие «Региональных брендов», но такого понятия в законе нет. Как быть?
21 ноября 2019Урал широко известен такими такими региональными брендами, как каслинское литьё и невьянская икона, сысертский фарфор, златоустовский булат, артинские косы и тагильские подносы… Однако по большей части эти народные промыслы массово знают только в пределах региона. Впрочем, эта проблема не только Урала, но и многих других территорий.
Ещё в 2017 г. на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности в Совете Федерации РФ власти высказали готовность поддерживать и развивать местные бренды. Речь идет о наименованиях продукции, которая сформировалась и стала известной благодаря достижениям и традициям каждого отдельно взятого региона и в свою очередь способствует экономическому развитию местности. Одна из мер такой поддержки — инициатива по внесению изменений в гражданское законодательство путем введения нового объекта интеллектуальных прав — «географического указания».
Это было сделано, и 26.07.2019 г. Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ…». Этот закон ввел в российскую правовую систему нормы, регулирующие новый объект интеллектуальных прав — географическое указание. Закон вступит в силу через год после его публикации, то есть 27.07.2020 г.
Чем была вызвана необходимость принятия указанного закона и какие возможности он может предоставить предпринимателям?
Несмотря на широкое использование в обороте слов «бренд» и «региональный бренд», в законодательстве таких понятий не существует. Применительно к обозначениям, способным отличать товары одних производителей от аналогов других, российское законодательство оперирует понятием товарный знак (в отдельных случаях — коллективный товарный знак). Если производимые товары характеризуются уникальными свойствами, прямо связанными с регионом их производства, а используемое в отношении таких товаров обозначение указывает на их географическое происхождение, то закон говорит о «наименовании места происхождения товара» (НМПТ).
Применительно к понятию «региональный бренд» наиболее близким является именно НМПТ. Например, «Гжель» и «Жостово», «Вологодское кружево» или «Оренбургский платок».
Однако, несмотря на богатство российских регионов традиционными ремеслами и народными промыслами, общее количество зарегистрированных НМПТ ничтожно мало и несравнимо с количеством зарегистрированных товарных знаков. По состоянию на 2018 год в УрФО зарегистрировано всего 12 НМПТ, например, минеральная вода «Обуховская», в Приволжском федеральном округе — 20, например, «Башкирский мед», «Хохлома», в Центральном — 37, например, «Белевская пастила».
Причиной такого положения дел чаще всего называется сложность, а подчас и вовсе невозможность самой процедуры регистрации.
Так, для государственной регистрации НМПТ необходимо было предоставить документальное подтверждение того, что в границах определенного географического объекта производится товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. Иными словами, что имеется прямая связь между особыми свойствами товаров и указанными условиями и/или факторами того региона, в котором этот товар производится. Таким подтверждающим документом является заключение уполномоченного правительством РФ федерального органа исполнительной власти.
Однако в отношении некоторых товаров получить такое заключение бывает весьма затруднительно.
Например, в отношении изделий из керамики уполномоченный орган просто отсутствует. Для преодоления этих препятствий, в том числе, и был введен новый объект интеллектуальных прав — географическое указание. Этот объект по своей сути близок к НМПТ. Однако его отличает менее строгое требование к связи характеристик товара с географическим происхождением. Если НМПТ допустимо использовать только для товаров, свойства которых «исключительно или главным образом» определяются их географическим происхождением (природными или людскими факторами), то свойства товара, для которых используется географическое указание, должны быть лишь «в значительной степени» связаны с соответствующим географическим объектом.
При этом отныне регистрация НМПТ будет возможна только в отношении товара, полностью производимого в границах соответствующего географического объекта.
В случае регистрации географического указания достаточным будет осуществление в соответствующем географическом объекте хотя бы одной стадии производства товара, на стадии, определяющей характеристики товара.
Новый закон предусматривает возможность охранять географические указания и в отношении товаров, имеющих место происхождения за пределами РФ, если право иностранного заявителя на это географическое указание или иное средство индивидуализации товара охраняется в стране происхождения товара. Поэтому после 27 июля 2020 г. в России могут получить официальную охрану такие наименования, как «Сыр «Рокфор» и «Колумбийский кофе», представляющие собой примеры географических указаний.
Географические указания не новинка в мировой практике. Их введение в российскую правовую систему упростит выполнение обязательств Российской Федерации по охране географических указаний, охраняемых в государствах-членах ВТО.
По нашему мнению, для защиты народных промыслов и традиционных ремесел уместнее применять именно институты НМПТ или географических указаний, а не товарных знаков. Как правило, производителями каждого такого товара (скажем, изделий хохломской росписи) является не одно лицо, а несколько. Товарный же знак предоставляет лишь одному правообладателю монополию на использование того или иного обозначения.
В отличие от товарного знака, институт НМПТ или географического указания позволяет предоставить право их использования любому лицу, производящему в границах определенного географического объекта товар, отличающийся определенными характеристиками. И это право не зависит от воли какого-либо правообладателя, а предоставляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
По мнению законодателей, введение такого объекта интеллектуальной собственности, как географическое указание, создаст необходимые условия для правовой охраны многих объектов, которые до сих пор её не имели, прежде всего наименований народных промыслов. Полагаем, что изменения закона будут способствовать развитию этих промыслов и ремесел, и благоприятно повлияют на экономическое развитие регионов, традиционных ремесленников и производителей.
Законодатель своё слово сказал и предоставил инструменты всем заинтересованным лицам. Теперь очередь за бизнесом, который должен решить, воспользуется ли он ими. Всецелое содействие в этом готовы оказать специалисты крупнейшей и одной из ведущих российских фирм в области интеллектуальной собственности — «Юридическая фирма Городисский и Партнёры», входящей по версии многих авторитетных международных рейтингов в число лучших юридических фирм в области интеллектуальной собственности и располагающей офисами в тринадцати городах России, в том числе и в Екатеринбурге.