Во время пандемии люкс ушел в online и «увяз» в контрафакте. Есть ли возможности для борьбы с подделками?
9 декабря 2020Одной из значительных проблем сегмента люкс являются растущие объемы контрафакта, материальный и репутационный ущерб, приносимый рынку поддельными товарами. Об этом сообщил Дмитрий Русаков, руководитель группы защиты брендов юридической фирмы "Городисский и Партнеры", во время шестой ежегодной конференции «Российский рынок товаров роскоши», организованной Франко-российской торгово-промышленной палатой (CCI France Russie).
В 2019 году Высшая школа экономики провела исследование рынка электронной коммерции. Статистика показала, что рынок рос стабильно с 2015 года. На это повлияло развитие технологий и активное внедрение интернет продажа у производителей продукции.
В России по итогам 2019 года рынок электронной коммерции достиг объемов 2 трлн. руб. При этом доля электронных продаж от общего оборота ретейла составляла всего 5,8%, что очень мало в сравнении с другими странами. В Китае и Южной Корее рынок электронной коммерции приближается к 30%.
Эксперты прогнозировали, что к 2024 году рынок составит 5,6 трлн. руб, однако уже понятно, что с учетом последствий ковида, он достигнет 7,2 трлн. рублей. Но Дмитрий Русаков считает, что эти цифры сильно занижены, потому что результаты продаж от перехода в онлайн мы увидим только через год-два в прогрессе.
- Ковид в 2020 году застал бизнес врасплох. Ему необходимо было в сжатые сроки подстроиться под вводимые ограничения – организовать удаленный рабочий процесс и адаптироваться к необратимому переходу в онлайн. Коронавирус ускорил и переход потребителей товаров роскоши в онлайн. Сейчас порядка 48% аудитории говорят о том, что они продолжат покупать продукцию через интернет, даже когда будут сняты все ограничения, локдауны. Сегодня интернет-продажи в сфере люкс, как и во всех других сферах, - это единственная возможность существовать и оставаться бизнесу на плаву, - говорит эксперт.
Однако, вместе с ростом онлайн-продаж, в сегменте люкс стал активно развиваться рынок контрафакта. Злоумышленники очень активно и даже быстрее, чем крупные корпорации, подстроились под ту систему продаж, которую нужно было сформировать. «Сфера люкса – индивидуальная и бутиковая. Когда человек приобретает люксовую продукцию, он хочет быть уникальным. В данном случае контрафакт "размывает" бренд», - уверен Дмитрий.
По некоторым оценкам, онлайн-продажи рынка персональных предметов роскоши к 2022 году могут достигнуть 32% рынка, при том, что в 2019 году занимали 12%. А это значит, что и у злоумышленников появится больше соблазна для обмана.
С использованием уникальной собственной LegalTech-платформы для выявления нарушений в интернете Gorodissky IP Security, специалисты юридической фирмы "Городисский и Партнеры", в частности аналитики и юристы, регулярно выявляют большое количество нарушений в сети Интернет и борются с ними активно. И согласно внутренней статистики компании учетом пандемии кол-во нарушений в интернете увеличилось.
Дмитрий Русаков, отметил типичные нарушения в сети интернет:
1. Сайты-копии
Злоумышленники создают сайты с использованием в доменном имени части известного бренда или бренд целиков в различных вариация написания. На сайте выкладывают поддельные сертификаты качества и очень быстро продвигаются в интернете при помощи технических методов продвижения сайтов. Как правило, при поисковом запросе товара на первых позициях (в поисковой выдаче и в контекстной рекламе) индексируются сайты с контрафактом.
2. Маркетплейсы
Торговые площадки типа Авито, АлиЭкспресс, ЯндексМаркет и пр. заполнены контрафактом из-за отсутствия контроля со стороны владельцев и простой процедуры выгрузки товара.
3. Сайты, которые торгуют мультибрендовой продукцией
Как правило, это магазины реплик, которые не скрывают, что торгуют копиями. Так, например, за 6,5 тыс. руб. у них можно купить часы Rolex.
4. Черные ресейлеры
Это продавцы люксовых копий под видом оригинала на российских и иностранных торговых площадках. Сегодня можно купить франшизу на черный ресейл, и вас сведут напрямую с заводами-производителями контрафакта. В основном, они расположены в Китае. Можно выбрать сегмент - часы, одежда и др. - и закупать продукцию напрямую у заводов. Действуя через интернет, злоумышленник может оставаться анонимным и осуществлять доставку по всему миру.
5. Социальные сети
Они позволяют быстро создавать профили и развивать аккаунты. Туда "нагоняются" подписчики, искусственно имитируется спрос, это вводит в заблуждение потенциального покупателя, и, как следствие, он приобретает некачественную продукцию.
«Многие полагают, что введенная в 2020 году обязательная маркировка товаров решит проблему контрафакта. Она была проведена в различных сферах и продолжает применяться дальше. Наша компания провела собственное небольшое расследование в интернете, чтобы понять, как злоумышленники приспособились и подстроились к требованиям маркировки. Были найдены предложения о продаже нелегальных сигарет. Исследователи связались с продавцом и узнали, что в рознице сигареты стоят 163 руб, а в интернете их можно купить за 60-70 руб. Попросили прислать фотографию нелегальной продукции. На упаковке был нанесен код, которым необходимо маркировать легальную продукцию. При помощи специального мобильного приложения для проверки QR-коду мы просканировали код с нелегальной пачки и получили всю историю от производителя до конечной точки реализации. Это говорит о том, что злоумышленники очень оперативно подстроились под технические изменения по регулированию товаропроизводства и товарооборота, и никакой проблемы с точки зрения маркировки и реализации контрафакта для них не существует. Маркированные товары подделываются и активно продаются как в оффлайне, так и в онлайне».
С нарушениями в Интернете нужно и можно бороться, - уверен Дмитрий. Это нужно делать путем технического отслеживания всех нарушений и постоянного ведения претензионно-судебной работы.
Подробнее о том, как владельцам люксовых брендов эффективно бороться с нарушителями, рассказал Сергей Медведев, Партнер Юридической фирмы "Городисский и Партнеры", Патентный поверенный РФ.
Прежде всего, нужно понимать, что товарный знак является очень ценным нематериальным активом. На него признается исключительное право, которое можно и нужно защищать всеми возможными способами.
Способы защиты товарного знака:
1. Претензионная работа. Сергей отметил, что в онлайн-сфере претензия направляются не только к владельцам доменов и сайтов, но и к регистраторам и информационным посредникам, в частности, провайдерам хостинга, администрациям социальных сетей. Именно комплексная досудебная работа может дать положительный результат: например, последующее удаление нарушения, блокировка аккаунта или даже «вывод» нарушителя «на разговор» в целях урегулирования ситуации.
2. Таможенные меры. До того, как контрафакт попадает в онлайн, он пересекает границу РФ. Очевидно, что большая часть контрафакта привозится в Россию из Китая. На этапе ввоза товара в Россию необходимо иметь защиту товарного знака на таможне, посредством включения (регистрации) товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Поскольку Россия является членом ЕЭС, наряду с Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизстаном, включение товарного знака в национальные таможенные реестры указанных стран тоже будет не лишним. ТРОИС ФТС России и другие национальные таможенные реестры стран ЕЭС помогут отслеживать ввоз/вывоз контрафакта через границы данных стран в целях дальнейшей защиты прав на товарный знак.
3. Работа с правоохранительными органами. Ее можно условно разделить на две части (ситуации):
- убытки незначительные - применяется административно-правовой механизм привлечения к ответственности, в рамках которого либо таможня, либо другие органы (например, полиция) могут способствовать аресту контрафактного товара, ведению административного расследования и дела, а также конфискации в целях уничтожения контрафакта (с наложением соответствующего штрафа);
- убытки значительные - дело передается в органы полиции для возбуждения уголовных дел. Уголовные дела в данное сфере более редкие, но в случае успеха они имеют ряд преимуществ и носят более карательный характер. Например, нарушителя могут лишить свободы за производство и сбыт контрафакта. В рамках уголовного дела владелец товарного знака может подать гражданский иск для взыскания ущерба (убытков) для восстановления нарушенного исключительного права на товарный знак.
4. Гражданский иск. Он эффективно работает тогда, когда нужно бороться с агрессивными нарушителями, а также требовать не только запрета нарушения и уничтожения контрафакта, но и взыскания убытков или потерь (например, денежной компенсации), когда речь идёт о больших объемах. Опять же, гражданский иск может последовать в рамках уголовного преследования, а может быть предъявлен отдельно в компетентный суд. Помимо пресечения незаконных действий, изъятия и уничтожения контрафакта, взыскания, например, денежной компенсации, владелец товарного знака может попросить суд опубликовать вынесенное решение суда в прессе, т.е. придать делу о защите товарного знака более широкую огласку в медиа-пространстве в целях последующего общественного обсуждения.
5. Иные меры воздействия. Существуют и иные способы защиты прав на товарный знак. В частности, согласно положениям ст. 1253 ГК РФ, в случае, если компания неоднократно или грубо нарушает исключительное право на товарный знак, суд, при наличии вины такой компании, может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Таким образом, при определенных обстоятельствах, можно ликвидировать юридическое лицо, которое грубо или неоднократно нарушает право на товарный знак.
В заключении, Сергей отметил, что каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, учитывать все фактические обстоятельства для выбора наиболее эффективной стратегии по защите права на товарный знак. При этом, нужно работать не только в онлайне, но и в оффлайне, искать именно источник происхождения контрафакта, а не бороться с конечными рисейлерами. Проблема контрафакта носит международный характер, поэтому необходимо сотрудничать с местными и зарубежными детективами, государственными и международными правоохранительными органами, а также иностранными юристами и поверенными, чтобы добиваться максимальных результатов в борьбе с контрафактом.
«Наша юридическая фирма готова оказать должное содействие в этом вопросе и предложить на основе накопленного опыта комплексный подход (программу) с использованием уникальной LegalTech-платформы Gorodissky IP Security в защите товарного знака против контрафакта», - подчеркнул Сергей Медведев, Партнер Юридической фирмы "Городисский и Партнеры".