В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Почему стоит с осторожностью включать в состав товарных знаков наименования географических объектов?

16 ноября 2023

Как известно, основное предназначение товарного знака – индивидуализировать товары, выполняемые работы или оказываемые услуги, то есть отличать товары и услуги одних производителей от однородных (близких по своей природе и назначению) товаров и услуг других производителей. Помимо основной отличительной функции товарные знаки также выполняют и ряд других важных функций, в особенности рекламную. Будучи лицом товара, его визитной карточкой товарные знаки способны привлекать внимание потребителей благодаря ярким, выразительным, хорошо запоминающимся элементам, которые в сознании потребителя вызывают положительные впечатления и ассоциации. Одним из таких элементов является указание на различные географические объекты.

Под географическими объектами обычно понимают сформированные, целостные образования земли, имеющие определенное местоположение, в том числе природные объекты, такие как материки, острова, горы, реки, а также административно-территориальные образования, такие как страны, республики, области, города и другие населенные пункты.

Многие производители при разработке своих товарных знаков включают в их состав элементы, которые представляют собой названия подобных географических объектов. Среди производителей, которые активно применяют такой подход, можно выделить такую категорию, как автопроизводители. Так, во многих названиях моделей автомобилей можно встретить названия известных во всем мире городов, регионов, иных географических объектов. К примеру, Skoda Kodiaq (Kodiaq – название острова, который располагается у берегов Аляски), Hyundai Tucson (Tucson – второй по величине город в штате Аризона, США), Chevrolet Tahoe (Tahoe – название города и крупного озера в США), KIA Sorento (Sorento – название известного города в Италии) и др. Благодаря такому подходу товарный знак становится более привлекательным, а его образ – запоминающимся, вызывающим положительные ассоциации у потребителя. В конечном итоге это может способствовать становлению и укреплению устойчивого положительного имиджа товарного знака, выполняющего не только отличительную функцию, но и являющегося одновременно сильным маркетинговым инструментом, оказывающим существенное влияние на продвижение товаров и/или услуг на рынке.

И тут возникает вопрос – могут ли быть географические наименования надежным средством индивидуализации, а не просто идентификатором происхождения товаров.

Российское гражданское право, а также зарубежное законодательство и нормы международного права концептуально относят товарные знаки и обозначения, способные идентифицировать товар, происходящий с территории определенного географического объекта, в том числе географические наименования и производные от них, к разным средствам индивидуализации, наделяя их разным правовым режимом и предъявляя разные требования охраноспособности, учитывая различия в правовой природе сравниваемых объектов. К последним относятся такие объекты, как наименования мест происхождения товаров (НМПТ) и географические указания (ГУ).

В чем основное отличие товарного знака от НМПТ/ГУ. Товарный знак, как уже отмечалось, позволяет отличать товары одних производителей от товаров других производителей. В отличие от товарных знаков НМПТ и ГУ представляют собой обозначения, которые способны идентифицировать товар, происходящий с территории определенного географического объекта при условии, что особые или определенные свойства и характеристики этого товара исключительно или главным образом связаны с географической средой, свойственной месту происхождения товара. Под географической средой обычно понимают природные условия и людские факторы. Иными словами, НМПТ и ГУ, по сути, защищают репутацию уникальных географических объектов, традиции и природные условия которых оказывают существенное влияние на формирование свойств традиционных товаров. Таким образом, далеко не все географические наименования могут получить охрану в качестве товарных знаков.

Если говорить о товарных знаках, то основные требования охраноспособности четко прописаны в п.1 и 3 ст. 1483 ГК (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 28 мая 2022 года N 143-ФЗ), согласно которым не допускается регистрация в качестве товарных знаков:

  • Обозначений, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
  • Обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства.

Как правило, географические элементы товарных знаков, характеризующие заявленные товары и услуги путем указания на конкретное место происхождения или сбыта товаров, исключаются из самостоятельной правовой охраны при регистрации товарного знака в целом при условии, что подобные элементы не занимают доминирующего положения в знаке. Доминирование может быть вызвано как более крупным размером подобного элемента, так и особенностями его графического исполнения или расположения в товарном знаке, способствующих акцентированию основного внимания потребителей на таком элементе.

Кроме того, даже если обозначение состоит только из географического наименования, которое служит указанием на место происхождения товаров, то оно также может получить охрану в качестве товарного знака при условии, что подобное обозначение приобрело необходимую различительную способность благодаря интенсивному и длительному применению в отношении товаров, сопровождаемых данным обозначением, в результате чего вызывает устойчивую ассоциацию в сознании потребителя с конкретным производителем.

Наиболее серьезную опасность представляет возможный отказ в регистрации по мотивам ложности и введения потребителя в заблуждение относительно места производства.

Ложность, как правило, возникает тогда, когда есть прямое указание на географическое происхождение товара, которое не совпадает с адресом заявителя (например, на этикете указано, что товар произведен в Германии, в то время как заявитель находится России). К способным ввести в заблуждение, как правило, относятся обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном месте происхождения, не соответствующее действительности. Способность ввести в заблуждение не столь очевидна и требует дополнительного анализа на основе восприятия с учетом товаров, для которых испрашивается охрана.

Очевидно, что далеко не всегда географические наименования вызывают в сознании потребителя четкое представление о товаре и его происхождении. Во многих случаях в силу особенностей товара, наличию или отсутствию какого-либо ассоциативного ряда, степени известности географического объекта, наименование которого позаимствовано, подобные наименования могут рассматриваться не в качестве прямого указания на место происхождения товара, а исключительно фантазийно/семантически нейтрально по отношению к товарам, для индивидуализации которых данное обозначение предназначено. В российской практике выработаны достаточно четкие критерии отнесения географических наименований к описательным указаниям. В основу критериев положено восприятие подобных наименований средним потребителем/целевой аудиторией товаров и услуг, для которых испрашивается правовая охрана заявляемого обозначения. Результат восприятия во многом зависит то того, насколько исследуемый географический объект известен потребителю.

Малоизвестность географического объекта не позволяет рассматривать его наименование как способное выполнять описательную функцию, а именно информировать потребителя о месте нахождения производителя или месте происхождения его товаров. По сути, этот подход является доктринальным и нашел отражение в рекомендациях ВОИС.

Обозначениям, воспроизводящим названия малоизвестных населенных пунктов, как правило, предоставляется охрана в качестве товарных знаков, поскольку они воспринимаются потребителями исключительно фантазийно.

Вместе с тем известность географического объекта сама по себе не является достаточным основанием для отказа в регистрации. Наряду с известностью немаловажным фактором, подлежащим анализу, является также наличие или отсутствие ассоциативной связи между товарами, в отношении которых испрашивается охрана, и географическим объектом, наименование которого использовано в товарном знаке. Важна не только ассоциативная связь, но и ее правдоподобность. Ведь в отношении одних товаров ассоциативная связь вполне уместна и естественна (например, морепродукты применительно к наименованию Камчатка), в то время как в отношении других товаров (например, автомобили применительно к наименованию Камчатка) подобная ассоциативная связь не столь очевидна и, скорее, неправдоподобна.

Как видно, географические наименования – это сложные пограничные объекты, поскольку они могут охраняться и защищаться разными средствами индивидуализации, в зависимости от того, какие функции и задачи на них возложены.

Применительно к товарным знакам вопрос включения в их состав географических элементов требует глубокого анализа с учетом существующих правовых подходов к оценке охраноспособности на основе многофакторного восприятия. И к решению этого вопроса следует подходить очень аккуратно и осторожно, полагаясь на опыт и профессионализм специалистов в области интеллектуальной собственности.


Поделиться:
Вернуться назад