В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Своевременная регистрация товарного знака – важная составляющая успешного ведения бизнеса

3 сентября 2020

В современном мире обилия всевозможных товаров многие отдают предпочтение любимым и хорошо знакомым брендам. Рука сама тянется к упаковкам с узнаваемым «логотипом», так как обычно мы ценим качество и особенности товара конкретного производителя.

Трудно поспорить, что товарный знак, размещенный на упаковке, имеет огромное значение при «узнавании» потребителем определенной продукции. И очень неприятно осознавать, что кто-то может использовать твой зарегистрированный товарный знак, в раскрутку которого вложено столько сил. Но еще хуже, если претензии по использованию чужого знака предъявляют вам.

Представим такую ситуацию. Ваша фирма давно производит некий товар и успешно его продает, размещая на упаковках обозначение (изображение и/или словесный элемент), придуманное специально для этого товара. Продажи растут, потребитель узнает вас на рынке аналогичных товаров. И вдруг в адрес вашей организации приходит претензионное письмо, в котором утверждается, что указанное обозначение сходно до степени смешения с чужим зарегистрированным товарным знаком, и выдвигается требование прекратить его использование с выплатой компенсации.

Возможно, обозначение было полностью разработано для фирмы дизайнером или придумано без привлечения чьей-либо помощи. Поэтому у вас нет сомнений в его принадлежности компании, и никто не задавался вопросом о какой-то дополнительной защите этого обозначения. Между тем, если речь идет о России, согласно статье 1479 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует при условии его регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. А свидетельство на товарный знак согласно статье 1481 удостоверяет исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Однако неграмотность в данных правовых аспектах приводит к появлению у третьих лиц возможности предъявить вам претензии.

Подобный случай произошел с одной башкирской компанией по производству воды, работающей на рынке более 20 лет. Продукция компании любима потребителем за качество, хорошо узнаваема по оригинальному обозначению на упаковке товара (которое не было зарегистрировано в качестве товарного знака). Неожиданно неким предпринимателем была предъявлена претензия компании с утверждением о сходности указанного обозначения с его зарегистрированными в отношении однородных товаров товарными знаками и предложением выплаты компенсации. Позднее дело было передано в суд. Компания решила бороться с предъявленными обвинениями (заметим, своими силами, и не имея такого опыта).

Первым делом была подано заявление о недобросовестной конкуренции в ФАС, результат рассмотрения которого оказался отрицательным ввиду недоказанности конкурентных отношений. Одновременно были предприняты попытки по отмене правовой охраны противопоставленных товарных знаков через Палату по патентным спорам и Суд по интеллектуальным правам по причине их неиспользования. Результат также был отрицательным по причине недостаточной доказанности такого неиспользования. В итоге, после долгих разбирательств, производителю воды пришлось заключить соглашение о покупке зарегистрированных товарных знаков.

Надо отметить, что при правильно построенной тактике ведения борьбы у указанного производителя были шансы опровергнуть предъявленные претензии и выиграть дело. Указанный предприниматель известен своими действиями по перекупке ненужных правообладателям товарных знаков и предъявлении претензий раскрученным компаниям, не придающим должного значения своевременной регистрации своих товарных знаков. Однако, за отсутствием опыта подобных разбирательств, дело было проиграно.

Может быть другая ситуация, когда два партнера мирно работали вместе, например, в ресторанном бизнесе, а через какое-то время поссорились и один из партнеров ушел создавать свой бизнес. При этом первоначально созданный ресторан уже давно известен в широких кругах под определенным названием, которое используется много лет, очень популярен, но владельцы никогда не придавали значения защите своих прав в отношении указанного названия.

Интересный похожий случай имел место в Уфе. Обиженный партнер, ушедший из бизнеса, подал заявку на регистрацию названия ресторана в качестве товарного знака. И свидетельство Роспатентом было выдано, после чего он предъявил претензии бывшему партнеру в использовании его товарного знака с требованием выплаты компенсации. В данном случае владелец ресторана сумел доказать факт недобросовестной конкуренции и оспорить зарегистрированный товарный знак, затратив на это, учитывая отсутствие опыта и отказ от профессиональной помощи, несколько лет и значительные материальные средства.

Какие выводы можно сделать из приведенных примеров?

Если вы решили открыть свой бизнес или уже ведете его, продавая товары или услуги с использованием какого-либо обозначения, придуманного для индивидуализации своих товаров/услуг, не стоит затягивать с регистрацией вашего обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания в случае продажи услуг) с тем, чтобы закрепить за собой исключительное право на это обозначение и исключить претензии третьих лиц. Затраты на такую регистрацию не идут ни в какое сравнение с усилиями, которые вы приложите для отстаивания своих интересов в будущем, если ваш знак не будет защищен. При этом лучше обращаться к специалистам, имеющим определенный опыт и знания в области интеллектуальной собственности, так как регистрация товарных знаков (знаков обслуживания) имеет много нюансов, которые может не учесть заявитель при самостоятельных действиях или обращаясь к несведущим в этой области посредникам.

Обозначим лишь некоторые особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении действий по регистрации знака. Так, для исключения возможности оспорить ваш зарегистрированный товарный знак, нужно помнить о том, что регистрацию обозначения лучше производить в том виде, как оно будет выглядеть на упаковке товара (оказании услуг). Показательный пример – желание заявителей включить в одну регистрацию написание слов на кириллице и латинице сразу, в то время как планируется использование одновременно только одного написания. Например, регистрация №619268, где словесному элементу МакХайландер сопутствует элемент McHighlander. Такой знак легко оспорить по неиспользованию и, действительно, по данным реестра Роспатента мы видим, что предоставление правовой охраны товарному знаку признано частично недействительным. При самостоятельных действиях заявители могут регистрировать также знак исключительно в черном цвете, в то время как планируется использование цветного обозначения. Заявители здесь ошибочно полагают, что защищают все варианты в любом цвете.

Таким образом, своевременная регистрация товарного знака очень важна для бизнеса и позволяет избежать в будущем многих проблем, связанных, например, с атакой недобросовестных конкурентов или бывших партнеров. В то же время самостоятельные действия по регистрации могут привести к тому, что выданное свидетельство будет просто бесполезной бумагой, реально не защищающей ваши права. При существовании множества нюансов законодательства, необходимых при осуществлении действий по регистрации товарного знака, лучше доверить эту работу профессионалам в своей области.


Поделиться:
Вернуться назад