Сила в бренде: как взять кредит под залог интеллектуальной собственности
12 мая 2020«Крик души» основательницы сети семейных кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой облетел интернет: владелица довольно успешного бизнеса из 50 кафе (выручка в 2018 году — 2 млрд руб.) 23 марта сообщила, что из-за падения посещаемости закрыла пять из 33 московских заведений, а выручка по сети упала на 85%. Бизнес других аналогичных сетей тоже рухнул в одночасье. С просьбой о помощи предпринимательница обратилась к государству, предложив дать полную кредитную амнистию для всех пострадавших отраслей и денежные гранты на оплату аренды для малого и среднего бизнеса.
Власти учли не все пожелания бизнеса, предоставив для начала лишь отсрочку на налоги и арендные каникулы для определенных сфер. Однако выживать предпринимателям каким-то образом надо. Одной из возможностей получить сегодня деньги может стать кредит под залог интеллектуальных (исключительных) прав бизнеса.
Нематериальные ценности
Интеллектуальные активы многих компаний сегодня составляют большинство капитала, чем материальные. Заинтересовать банкиров могут, например, права на программные продукты, базы данных, товарные знаки, запатентованные технологии (изобретения, полезные модели и т.п.).
По данным консалтинговой компании Interbrand, материальные и нематериальные активы известных компаний мира соотносятся так:
- BritishPetroleum — 30:70;
- IBM — 17:83;
- Coca-Cola — 4:96.
В случае с Coca-Cola фактически вся стоимость компании — это цена ее бренда.
Российские компании только начинают пользоваться возможностями своих нематериальных активов. Залоговые сделки в сфере интеллектуальной собственности пока не популярны. Но в текущих условиях ситуация должна измениться.
В 2019 году Роспатент зарегистрировал 17 распоряжений по договорам о залоге разных объектов интеллектуальной собственности. Это в два раза больше, чем в 2018-м (тогда было восемь договоров). Ожидается, что в 2020 году в связи с пандемией коронавируса, которая обрушила мировые рынки, число подобных сделок вырастет минимум на треть.
Что уже заложили
Многие предприниматели ошибочно считают, что на кредит под залог своих интеллектуальных продуктов может рассчитывать исключительно крупный бизнес с большой выручкой; предприятия, у которых в штате много сотрудников, в том числе инженеров, а в портфеле масса научных разработок. На самом деле это не так.
Для банка важнее не размер компании, а насколько она добросовестна, платежеспособна и что именно может предложить в обмен на кредит.
В обеспечительных сделках заинтересованы крупнейшие российские банки — ВТБ, Сбербанк, Росбанк, Райффайзенбанк, поскольку при получении заложенных исключительных прав в их структурах могут появиться новые, приоритетные, технологичные бизнес-направления.
Примеры залогов прав на товарные знаки уже существуют. Они, пожалуй, самые востребованные в случае с интеллектуальной собственностью. Например, Альфа-банк выдал кредиты компании «Алькор и Ко» под залог бренда «Л’Этуаль» и холдингу «УК «Солнечные продукты» под залог бренда «Московский провансаль». Новикомбанку были заложены бренды «Конфаэль» и «Кухня без границ», а Сбербанку — «Дикая орхидея» и «Пава». Есть и другие примеры.
Одна из крупнейших финансово-обеспечительных сделок, структурированных через залог объектов интеллектуальной собственности, состоялась в 2019 году в сфере ИT. Райффайзенбанк и Росбанк открыли кредитную линию популярному российскому интернет-порталу в сфере недвижимости (название не раскрывается). Залоговая стоимость брендов и других закладываемых объектов интеллектуальной собственности превысила 1 млрд руб. Портфель интеллектуальных активов был довольно большой (в него вошли программные продукты, товарные знаки и лицензионные права). Вообще, у ИT-компаний это основные, если не единственные, нематериальные активы, которые они способны пустить в оборот для развития бизнеса.
С чего начать переговоры с банком
На этапе первых переговоров банк еще не понимает, какие конкретно объекты есть в портфеле вашей интеллектуальной собственности, каковы история их возникновения, качество, стоимость. Нет ли обязательств и обременений в пользу третьих лиц, а также споров в отношении таких объектов. К первому разговору с банком нужно подготовиться — заранее провести проверку вашего портфеля интеллектуальной собственности.
Шаг 1: аудит интеллектуальной собственности
Владелец бизнеса не всегда правильно и рационально оценивает потенциал своего интеллектуального портфеля. Аудит, как правило, делают привлеченные юристы, которые специализируются на этих вопросах, и патентные поверенные.
К примеру, у владельца сети кафе кроме главного объекта — бренда (товарного знака) могут быть еще такие объекты авторских прав:
- дизайн помещения (сегодня у каждого заведения есть свой формат);
- ноу-хау (уникальная, секретная рецептура приготовления блюд);
- другие объекты (например, определенные стандарты и методы обслуживания клиентов).
Все это интеллектуальная собственность, которая должна быть оформлена, задокументирована и зарегистрирована.
Правда, права на многие объекты не регистрируются, но все равно должны быть подтверждены документально. Например, для ноу-хау существует особый режим коммерческой тайны, установленный специальным законом. Он позволяет обеспечить конфиденциальность и защитить информацию. Чтобы внедрить этот режим, компания должна утвердить локальные нормативные акты.
Шаг 2: оценка предмета залога
Этим, как правило, занимаются привлеченные оценщики — экономисты. Они оперируют тремя подходами — затратным, рыночным и доходным.
Затратный определяет, сколько денег было вложено в создание и оформление объекта интеллектуальной собственности (например, в разработку логотипа, регистрацию товарного знака, получение свидетельства на товарный знак и т.п.).
Рыночный определяет, сколько может стоить объект интеллектуальной собственности на рынке (например, исходя из того, о каком виде товарного знака идет речь, товаров и услуг, в отношении которых он зарегистрирован, и т.п.).
Доходный определяет, сколько компания может заработать, пользуясь своими исключительными правами, вводя их в оборот (например, предоставив права использовать товарный знак по лицензионному договору).
Отчет об оценке интеллектуальной собственности, подготовленный независимыми специалистам со стороны залогодателя (правообладателя), — определенная гарантия для банка. Впоследствии он, конечно, может провести собственную оценку, чтобы подтвердить или опровергнуть выводы о стоимости закладываемых прав.
Шаг 3: переговоры с банком, заключение договора залога, регистрация залога
Имея на руках отчеты об аудите интеллектуальной собственности и о ее оценке, можно вступать в переговоры с банком, обсуждать выдачу кредита.
Чтобы заключить договор залога, нотариального заверения не нужно, но его необходимо зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности — Роспатенте (это касается большинства объектов интеллектуальной собственности — товарных знаков, запатентованных изобретений и полезных моделей).
На что можно рассчитывать
Банковская логика проста: чем менее известна и прибыльна компания, тем на меньшую кредитную линию она может рассчитывать. Под залог материальных ценностей (недвижимости, оборудования) и исключительных прав на интеллектуальные активы, которые надлежащем образом оформлены и подтверждены, сумма кредитной линии для компании с именем может достигать нескольких миллиардов рублей. Неизвестный стартап, даже имея несколько нематериальных активов, может получить лишь небольшой кредит или вовсе отказ.
Рынок интеллектуальной собственности лучше всего сегодня развит в сферах ИT, фармацевтики и промышленности. Но картина постепенно будет меняться, тенденция затронет и другие секторы экономики. В связи с новыми экономическими вводными в условиях пандемии COVID-19 очевидно, что в ближайшие несколько лет бизнесу придется нелегко, многие будут вынуждены обратиться в банки, чтобы получить кредиты или перекредитоваться, чтобы сохранить бизнес или открыть новый. Одним из инструментов для обеспечения займов может стать залог интеллектуальной собственности.