Работающие на себя получат по бренду: что нужно знать самозанятым о регистрации товарного знака в Роспатенте?
27 июня 2023Стоит подумать над «личным брендом»
Бренд может быть украден!
Предварительный поиск среди заявленных и зарегистрированных товарных знаков
Использовать свободно и безопасно
В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Так, согласно действующему законодательству, перечень лиц, которые могут получить право на товарный знак, уже предусмотрен самим определением данного термина — юридические лица или индивидуальные предприниматели. Однако поправки, внесенные в законодательство и вступающие в силу 29 июня, снимают подобные ограничения, и в новой редакции товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров.
Подобные изменения продиктованы временем. Либерализация законодательства в части круга лиц, имеющих возможность зарегистрировать товарный знак, в первую очередь, конечно, ориентирована на граждан, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность (так называемые, самозанятые).
С ростом числа самозанятых и учитывая объективную необходимость индивидуализировать выпускаемую ими продукцию или оказываемые этими гражданами услуги наряду с другими участниками рынка, представляется несправедливым исключать указанных лиц из правового поля интеллектуальной собственности, тем более что для иностранных заявителей требование о наличии статуса индивидуального предпринимателя носило всегда формальный характер (является ли иностранный заявитель таковым или нет, фактически никак не проверялось).
Уравнивание в правах российских и иностранных заявителей, безусловно, важный шаг. Возможность официально индивидуализировать свою деятельность (получить зарегистрированное исключительное право) должно стимулировать рост деловой активности граждан.
Вместе с тем либерализация законодательства, позволяющая любым лицам, независимо от их статуса, подавать заявки на товарные знаки, очевидно, порождает и риск увеличения числа заявок, поданных лицами с целью нажиться на чужой репутации и известности другого бренда. Всплеск подобной активности наблюдался в 2022 году, когда многие иностранные компании заявили об уходе с российского рынка и некоторые недобросовестные российские «предприниматели» стали подавать заявки на ушедшие бренды или их имитации.
В этой связи следует отметить, что Роспатент, как и прежде, проводит экспертизу заявленных на регистрацию обозначений в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в частности, заявленному обозначению будет отказано в регистрации в качестве товарного знака, если в ходе экспертизы будут выявлены зарегистрированные или заявленные на регистрацию товарные знаки третьих лиц в отношении однородных товаров, имеющие более ранний приоритет. Кроме того, если заявленное обозначение воспроизводит или имитирует известный бренд, ему может быть отказано в регистрации на имя лица, не являющегося его владельцем, даже если этот бренд не охраняется на территории Российской Федерации, поскольку подобная регистрация может ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров. Таким образом, возможность регистрировать товарные знаки на физических лиц не дает им карт-бланш на получение прав на чужие средства индивидуализации.
Гражданам, вовлеченным в самостоятельную трудовую деятельность и активно развивающим свой бренд, важно учесть несколько аспектов, касающихся товарных знаков.
Стоит подумать над «личным брендом». Здорово, если бренд отражает концепцию продукта, являясь выдуманным словом или фантазийной комбинацией значимых слов. Если вся идея бренда строится исключительно на имени собственном, то в таком случае существует риск получить отказ в регистрации обозначения в качестве товарного знака, поскольку распространенные имена собственные не обладают достаточной различительной способностью, то есть способностью индивидуализировать товар производителя, отличать его от однородных товаров других изготовителей.
При этом лица, желающие зарегистрировать товарный знак на себя, по сути, не ограничены в выборе вида обозначения: им может быть словесное обозначение (слово или комбинация слов), или изображение (например, логотип), или объемное обозначение, повторяющее форму товара или упаковки, а также комбинированные обозначения, состоящие из нескольких различных по своей природе элементов (например, этикетки, включающие как словесную, так и графическую части) и др.
Бренд может быть украден! Да-да, точно так же, как и любая ценная вещь, оставленная без присмотра. Исключительное право на товарный знак возникает в силу его государственной регистрации. Если на рынок выходит отличная продукция, маркируемая незарегистрированным обозначением, имеющим все шансы стать узнаваемым брендом, то такое обозначение может быть зарегистрировано «злоумышленниками» на своё имя, что может значительно осложнить ведение бизнеса в дальнейшем, так как из создателя «уникального бренда» гражданин становится нарушителем интеллектуальных прав третьих лиц (которые, по факту, никакого отношения к бренду не имеют, зато имеют исключительное право на товарный знак, удостоверенное свидетельством).
Кроме того, вполне возможно, что идея «уникального бренда» уже давно пришла кому-то в голову и похожее обозначение уже было зарегистрировано в качестве товарного знака. Об этом тоже лучше узнать заранее, до того как были сделаны значительные вложения в производство упаковки, маркетинг и продвижение продукции, включая рекламу. Использование обозначения, тождественного или сходного до степени смешения (то есть похожих настолько, что это может привести к смешению) с товарными знаками третьих лиц для однородных товаров без их согласия, является нарушением прав этих третьих лиц, если при таком использовании возникает вероятность смешения.
Чтобы узнать, есть ли похожие обозначения, которые могут препятствовать в получении правовой охраны на товарный знак, можно провести предварительный поиск среди заявленных и зарегистрированных товарных знаков. Результаты поиска позволят оценить шансы на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, а также оценить риск нарушения прав третьих лиц (например, в случае использования обозначения до его государственной регистрации).
Положительные результаты поиска (те, которые показали, что препятствующих регистрации товарных знаков нет) могут сигнализировать о том, что предложенное обозначение имеет благоприятные шансы на успех в регистрации. Напротив, негативные результаты могут указывать на необходимость скорректировать/внести изменения в обозначение, чтобы снизить риск смешения с выявленными в результате поиска товарными знаками третьих лиц.
Очевидно, что использовать свободно и безопасно свой бренд можно, только получив свидетельство о его регистрации.
Вместе с тем важно отметить, что вместе с исключительным правом на товарный знак, которое может быть реализовано путем использования товарного знака любым не противоречащим закону способом, гражданин получает и обязанность использовать товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован. В противном случае, правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие его неиспользования непрерывно в течение трех лет начиная с даты регистрации.
Резюмируя изложенное, стоит сказать, что поправки, внесенные в законодательство в части круга лиц, имеющих возможность зарегистрировать товарный знак, уравнивают права российских и иностранных лиц, идут в ногу со временем и способствуют развитию малого бизнеса. Главное, чтобы граждане, получившие новое право и инструмент индивидуализации результатов своего труда посредством государственной регистрации товарного знака, пользовались им обдумано и добросовестно.