Патент = спокойствие. Так ли это? Мнение практикующего юриста
5 сентября 2023Конкуренция между производителями автомобилей заставляет постоянно искать новые способы усовершенствования моделей, увеличения производительности и безопасности. В этой перманентной борьбе патенты выступают в качестве эффективного рыночного инструмента, обеспечивая монопольное право на использование инновационных решений.
С момента регистрации первого самодвижущегося экипажа Motorwagen Карлом Бенцем в 1886 году количество патентов в автомобильной отрасли кратно увеличивается с каждым годом. Перечень инноваций охватывает большой спектр решений от системы крепления автомобильных шильдиков до систем автономного вождения при помощи искусственного интеллекта.
Однако, является ли получение патента на изобретение полной гарантией защиты для автопроизводителя на рынке как от конкурентов, так и от «патентных троллей»? Об этом рассказал партнер юридической фирмы «Городисский и Партнеры», российский и евразийский патентный поверенный Валентин Кириллов.
Действительно, патент – это единственный легальный вид монополии, не только предоставляемый государством, но и защищаемый им. Конечно, у этой монополии есть ряд ограничений, как объем охраны, срок и территория его действия. Но, судя по российской судебной системе или судебной практике в других крупных юрисдикциях, патенты, действительно, работают и являются неотъемлемой частью успешного ведения бизнеса.
Патенты выступают надежным инструментом защиты в случае патентных споров, которые возникают в автомобильной индустрии достаточно часто. К примеру, в 2020 году компания Jaguar Land Rover подала иск на Volkswagen о нарушении патентных прав. Причиной стало использование в автомобилях Volkswagen системы выбора режимов вождения по бездорожью, аналогичной фирменной функции Terrain Response Jaguar Land Rover. Британская компания требовала запрета продажи в США моделей Porsche Cayenne, Lamborghini Urus, Volkswagen Tiguan и нескольких внедорожников Audi, а также выплаты компенсации в размере более 200 миллионов долларов в год за безлицензионное использование технологии. Спор удалось уладить в досудебном порядке.
Следует понимать, что патент – это, скорее, «оружие нападения», а не «оружие защиты». То есть, патент позволяет запретить введение в хозяйственный оборот продукции или технологии, попадающих под его действие. При этом, этот же патент не является гарантией того, что к вам не предъявят претензий обладатели других патентов, нарушителями которых можете потенциально стать вы. Отличным подтверждением является опыт компании Volvo. Шведский концерн получил патент РФ № 2487038, в котором имеется два независимых пункта формулы изобретения, которые, и определяют объем его защиты. В первом независимом пункте формулы раскрыт литой поворотный кулак рулевого управления для транспортного средства, в корпус поворотного кулака при литье интегрированы одна или несколько трубок. Каждая из них включает основной трубчатый элемент и обеспечивает проход для текучей среды и одного или нескольких электрических проводов. Во втором независимом пункте формулы раскрыто транспортное средство с литым поворотным кулаком рулевого управления по любому из предыдущих пунктов. Его колеса соединены с литыми поворотными кулаками рулевого управления и снабжены гидравлическим двигателем.
На вопрос сможет ли компания Вольво беспрепятственно вводить в хозяйственный оборот кулаки рулевого управления и транспортные средства, ответ, увы, не очевиден.
Что касается литого поворотного кулака рулевого управления, то, скорее всего, – да, сможет, поскольку его конструкция является простейшей и не включает применение иных составных компонентов, на которые могли бы быть получены патенты другими производителями. Тем не менее, в данном случае остается вопрос по материалу, из которого отливается кулак рулевого управления, поскольку на материалы также выдаются патенты.
С транспортным же средством все намного сложнее, поскольку оно состоит из огромного количества деталей и узлов, на большинство из которых уже были получены патенты десятками, а может быть и сотнями компаний. То есть, несмотря на наличие выданного патента, в отношении самого транспортного средства будет высока вероятность нарушения патентов третьих лиц. Следовательно, будет затруднено введение в хозяйственный оборот продукта по запатентованному изобретению.
Однако не следует расценивать данную ситуацию как «патовую». В данном случае применима хорошая пословица: «предупрежден – значит вооружен». Действительно, для успешной работы автомобильной компании при выходе на рынок с каким-либо новым продуктом стоит не только «спешно» пытаться его запатентовать, но и провести серьезную проверку на его патентную чистоту.
Успех на рынке будет складываться из двух основных подготовительных составляющих: патентование и проверка на патентную чистоту. Сюда следует также включить работу по договорным процессам, чтобы продавать и покупать необходимые лицензии. То есть, если видно, что продукт будет нарушать чьи-либо права, то до его вывода на рынок можно провести переговоры с патентообладателями для исключения нарушения его прав.
Именно этого принципа придерживается ПАО «КАМАЗ». Компания активно приобретает зарубежную интеллектуальную собственность, основывая совместные предприятия с иностранными производителями автомобильных узлов и систем. Например, их партнерами были немецкие компании Zahnrad Fabrik, выпускающая коробки передач, и Knorr-Bremse - производитель тормозных систем, американская Cummins, специализирующаяся на двигателях серии “B”, австрийская компания Palfinger AG - разработчик кранов-манипуляторов. Благодаря такой стратегии «КАМАЗ» может беспрепятственно использовать технические решения других компаний.
Таким образом, получение патента на изобретение является лишь первым шагом для действий на рынке, за которым должны следовать и другие шаги по обеспечению введения в хозяйственный оборот продукта по запатентованному изобретению. Патенты не только охраняют права на изобретения, но и формируют сложную сеть ограничений. Грамотное использование патентов и соблюдение патентного права играют ключевую роль для успешного вывода на рынок инновационных разработок компании.