В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Объекты авторских прав. Нужно ли защищать и каким образом?

6 сентября 2021

Человек всегда стремился создать в окружающем пространстве что-то новое и прекрасное. От наскальных рисунков и охотничьих приспособлений древнего неандертальца до современных сложных механизмов - список результатов творческой деятельности людей бесконечен. Конечно, на заре цивилизации никому не приходило в голову защищать свои права, и все созданное человечеством вливалось в общую копилку знаний.

Позднее появились законы, защищающие права на различные результаты интеллектуальной деятельности человека. Однако проявлений творчества в виде произведений литературы, живописи, музыки, дизайна, и т.п. так много, и порой они так сложны, что простому обывателю не всегда понятны пути их правовой охраны и защиты.

В настоящее время основным законодательным актом в области объектов авторского права является Бернская конвенция, принятая в 1886 г. Она представляет собой основу международного законодательства в этой области, в соответствии с ней принимаются нормативные акты многих стран. В российском законодательстве авторскому праву посвящена целая глава (IV часть ГК РФ, Глава 70).

В уфимский филиал «Городисский и Партнеры» часто обращаются авторы по вопросам защиты своих произведений, уверенные в необходимости получения каких-либо регистрационных документов, которыми будут доказаны их права.

Надо отметить, что в соответствии с законодательством не требуется обязательная регистрация для возникновения или признания прав на произведение (например, ст.1259 ГК РФ). Они возникают у автора с момента создания (программы ЭВМ или базы данных, также отнесенные к объектам авторского права, могут быть зарегистрированы в Роспатенте по желанию автора).

Например, вы написали стихотворение и положили его в стол. Согласно законодательству, права на произведение у вас уже есть. Другой вопрос, что никто о них не знает. Для оповещения о своем произведении его можно опубликовать или обнародовать другим образом, снабдив публикацию знаком ©. Таким образом, вы известите других о своих правах.

В настоящее время существует возможность депонирования произведений, которую многие авторы принимают за государственную регистрацию. В частности, такие услуги предлагает «Городисский и Партнеры». Надо понимать, что депонирование – по сути просто хранение вашего произведения. Однако при возможных судебных разбирательствах, связанных с нарушением прав, депонированием можно показать, что вы первый создали произведение, а также подтвердить дату создания.

Сложность правовой защиты объектов авторского права состоит в том, что по сути охраняется форма, а не содержание (в отличие от объектов патентного права). То есть, если кто-то по-другому изложит, допустим, придуманную вами сказку, это будет уже объект, отличный от первоначального, по сути, творческий пересказ оригинального произведения. И на такой пересказ у автора также будут свои права. Хороший пример – басни Крылова, идеи которых он взял у Эзопа. Однако басни Крылова творчески переработаны в самостоятельные произведения, которые мы со школы знаем и помним. Конечно, Эзоп жил до нашей эры и в любом случае претензий Крылову предъявить бы не смог. Однако в настоящее время любая переработка оригинального произведения требует согласия автора, например, перевод, составление сборников, написание сценария по книге и т.п. При этом если речь идет просто об идеях и концепциях как таковых, надо помнить, что они не подлежат правовой охране, в связи с чем их можно творчески развивать бесконечно.

Рассмотрим случай из практики. В уфимский офис за консультацией обратился студент С творческого вуза. Молодой человек увлекается дизайном современных зданий и придумал бумажный конструктор для сборки моделей домов г. Уфы. Своими идеями и фото он поделился в соцсетях, в частности, «ВКонтакте». Через некоторое время также через соцсети представитель польской фирмы прислал сообщение о том, что указанный конструктор нарушает права этой фирмы и копирует их бумажный конструктор с моделями зданий. В сообщении содержалась просьба-предупреждение о необходимости удаления всех фото, показывающих особенности придуманного конструктора, а также угроза подачи искового заявления против автора.

При рассмотрении ситуации выяснилось следующее. Технические особенности сборки выпускаемого польской фирмой конструктора придуманы гораздо раньше, а указанная фирма разработала только дизайн входящих в конструктор деталей моделей зданий. Способ сборки конструктора С отличается от известного. Дизайн зданий польской фирмы никак не повторяет дизайн домов студенческого конструктора. Кроме того, выложенные в соцсети фотографии – также самостоятельные объекты авторского права клиента. Бумажных конструкторов существует огромное количество, сама идея не новая. Первые бумажные модели начали делать в 15 веке во Франции. По сути, предъявлена претензия в отношении заимствования идеи. Но идеи и концепции не подлежат правовой охране. На усмотрение клиента было рекомендовано в вежливой форме составить ответ об отсутствии нарушения и не предпринимать более никаких действий до возможных следующих шагов представителей спорной стороны.

По вопросу нарушения авторских прав обратился также создатель сценария проведения праздничного мероприятия М*, работающий тамадой в городах Башкирии. По этому сценарию М* проводит банкеты по случаю юбилеев, свадеб. По его словам, его сценарий копируют другие представители данной профессии. При рассмотрении сценария клиента и мероприятий конкурентов выяснилось, что похожей является общая концепция мероприятий, однако игры, включенные в сценарии, действия тамады, действующие персонажи разные. Можно сказать, что конкуренты творчески доработали или переработали общую идею сценария, и их проведение праздников является уже самостоятельным творчеством. Предъявление претензий указанным конкурентам с большой долей вероятности не приведет к какому-то моральному или материальному возмещению убытков с их стороны.

Много вопросов задают также преподаватели вузов по поводу защиты, например, методов преподавания студентам учебного материала. Сами по себе подобные методы не относятся к произведениям, созданным в результате творчества. Также нельзя защитить их патентным правом. Но если метод возможно переработать в способ как совокупность действий, обеспечивающий получение технического результата и обладающий мировой новизной и изобретательским уровнем, тогда возможна защита в качестве изобретения. Кроме того, никто не отменял такой объект, как коммерческая тайна. Если какая-либо информация обеспечивает выгоду предприятию (допустим, вузу) в связи с неизвестностью третьим лицам, ее можно охранять в режиме ноу-хау.

Так, в связи с защитой метода инклюзивного обучения за консультацией обратился преподаватель вуза, клиентка Н*. Некоторое время назад она депонировала свою методику в РАО (которое ранее проводило депонирование таких объектов), позднее полностью переработала с тем, чтобы попробовать получить патентную защиту своего метода.

При анализе выяснилось, указанная методика не является стабильной совокупностью действий, которую можно многократно повторить, что необходимо для получения патента на изобретение. Для каждого ученика или студента методика видоизменяется и подстраивается индивидуально. Однако выяснилось, что в процессе участвует также робот, программируемый на взаимодействие со студентом или учеником. В этом и заключается в основном новизна этой методики в инклюзивном обучении. Было рекомендовано подумать над формулированием совокупности действий и описанием взаимодействия ученика и робота для обеспечения возможности подачи заявки на изобретение.

Вопросы, возникающие в связи с созданием и последующей защитой рассмотренных объектов, многообразны и требуют профессионального анализа и индивидуального подхода по каждому конкретному случаю. Часто возникают моменты, требующие знаний не только в области авторского, но и патентного права или смежных прав. Поэтому для лучшего понимания своих прав в отношении созданных вами произведений и их максимальной защиты лучше обращаться к профессионалам, имеющим необходимые знания и опыт практической работы по всем возможным объектам интеллектуальной собственности.


Поделиться:
Вернуться назад