В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Не просто имя: что нужно знать бизнесу про товарный знак

7 августа 2020

В отношении товарного знака употребляют множество эпитетов — это не только «имя», но и «лицо» товара.

Это не удивительно, ведь основная функция товарного знака — индивидуализация товаров и услуг. Во всем мире товарный знак — один из самых востребованных объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель получает исключительное право (легальную монополию) на его использование в отношении товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, а также средство защиты от недобросовестных конкурентов.

Право распоряжаться товарным знаком с момента регистрации служит эффективным инструментом и для получения дополнительной прибыли. Например, через предоставление третьим лицам лицензии на его использование. В некоторых случаях, не имея правовой охраны товарного знака, предприниматель не может его использовать в рекламе своей продукции.

Давайте разберемся, что необходимо предусмотреть заранее, чтобы оптимизировать процесс и избежать ряда типовых ошибок, которые допускают маркетологи и владельцы компаний во время регистрации своих товарных знаков или ребрендинга.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака позволяет его правообладателю избежать некоторых убытков. Это один из самых важных нюансов. Например, регистрация позволит отсечь сквоттеров товарных знаков (лиц, которые регистрируют на свое имя чужие средства индивидуализации товаров и затем предлагают компаниям, чьи знаки они зарегистрировали, выкупить их у них).

Вот пять важных нюансов, которые нужно помнить.

1) Процедура регистрации товарного знака в России проходит в несколько этапов. В случае их беспрепятственного прохождения она занимает от семи до девяти месяцев с даты подачи заявки на товарный знак.

2) Срок действия регистрации товарного знака — десять лет с даты подачи заявки. Он может продлеваться неограниченное число раз каждые десять лет.

3) Зарегистрировать на себя товарный знак, то есть стать обладателем исключительного права на него (правообладателем), в России может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В то время как законодательство ряда зарубежных стран допускает, что владельцем товарного знака может быть и физическое лицо.

4) Чтобы зарегистрировать товарный знак на территории России, необходимо оформить заявку, подать ее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и уплатить установленные пошлины. Затем проводится формальная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения, по результатам которой принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе.

5) Товарный знак регистрируют после положительного решения экспертизы и при условии, что установленная пошлина оплачена. Как показывает практика, этот простой нюанс заявители часто забывают: пропускают сроки и, как следствие, не получают регистрацию.

Если все прошло успешно, то свидетельство на товарный знак выдается правообладателю в течение месяца со дня регистрации. С этого момента он становится нематериальным активом, который имеет стоимость, подлежит оценке и находится на балансе компании.

Как выбрать правильный знак для регистрации

Товарный знак — правовое средство защиты многих элементов бренда: имя бренда или товара, логотип, слоган, рекламный символ компании или товара (персонаж), упаковка, этикетка и другие.

Из этого следует, что недостаточно просто выбрать и разработать элементы бренда в соответствии с маркетинговой стратегией компании, необходимо также проанализировать реальные возможности зарегистрировать их в качестве товарных знаков в России (и за рубежом, если планируется экспорт товаров).

Например, в России в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Во время анализа целесообразно учесть и возможность регистрации нескольких товарных знаков (серии товарных знаков) в случае, если бизнес будет расширен.

Условия охраноспособности товарных знаков во всем мире довольно стандартны. В подавляющем большинстве случаев они приводятся в законодательстве в форме «легального» перечня, то есть путем перечисления «оснований для отказа в регистрации товарного знака» (как это, например, сделано в ст. 1483 Гражданского кодекса РФ).

В первую очередь обозначение должно выделять и отличать маркируемые знаком товары одного производителя от идентичных или однородных товаров конкурентов.

По общему правилу не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков:

  • аббревиатуры только из согласных букв;
  • простое изображение товара (например, фотоизображение сухарика для сухарей и т.п.);
  • простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров («фрукты» для фруктов и т.п.);
  • фамилии (особенно если заявленное обозначение представляет собой распространенную на территории России фамилию).

При этом нужно иметь в виду, что такие обозначения могут быть включены в качестве элементов товарного знака (только если они не занимают в нем доминирующего положения).

Наряду с этим обозначение, претендующее на правовую охрану в качестве товарного знака, должно соответствовать и другим условиям охраноспособности. Например, обозначение должно обладать новизной (не быть тождественным или сходным до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров на имя третьих лиц до даты приоритета товарного знака).

Анализ охраноспособности товарного знака на предмет его соответствия всем этим основаниям проводят с учетом заявленного на регистрацию перечня товаров и (или) услуг. Этот перечень должен быть составлен в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), которая включает 45 классов, разделенных на два части: товары (классы 1–34) и услуги (классы 35–45).

Государственную регистрацию товарного знака важно получать для всех товаров и услуг, в отношении которых компания не только использует знак, но и планирует его использование в обозримом будущем.

Чтобы ускорить получение правовой охраны, рекомендуем перед тем, как подать заявку на регистрацию товарного знака и оплатить пошлину, проанализировать еще и новизну. Это позволит компании понять, существуют ли препятствия для регистрации знака. Возможно, сходные знаки уже есть.

Жизнь после его регистрации

Зарегистрировав товарный знак, предприниматель становится владельцем комплекса прав и обязанностей, о которых должен помнить, используя этот знак в коммерческой деятельности. Это поможет получить дополнительную прибыль и избежать утраты прав на него не по своей воле.

Легальная монополия на товарный знак в гражданском обороте заключается в возможности использовать его по усмотрению правообладателя любым способом, который не противоречит закону. Например:

  • размещать его на товарах (в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся в страну);
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Чтобы оповестить окружающих о своем исключительном праве на товарный знак, правообладатель может помещать рядом с ним латинскую букву R или знак ® (латинская буква R в окружности).

Прекратить, изменить, разрешить

Угроза досрочного прекращения права на товарный знак может возникнуть, если он используется правообладателем не в том виде, в котором зарегистрирован или в отношении товаров, не указанных в свидетельстве. Кроме того, если товарный знак не используется в течение трех лет после даты его регистрации в отношении всех или части товаров.

При этом у правообладателя есть возможность вносить изменения в регистрацию товарного знака:

  • изменять отдельные элементы товарного знака, не меняющие его сути;
  • изменять перечень товаров и услуг (но только в сторону его сокращения).

Такие изменения можно внести, подав заявление в Роспатент и оплатив пошлину. Если ведомство решит отказать, то рекомендуем подавать новую заявку на регистрацию в качестве товарного знака измененного обозначения. Такие ситуации, как правило, возникают, когда компании проводят ребрендинг или рестайлинг, изменяют фирменный стиль.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использовать товарный знак (отсутствие запрета при этом не является разрешением на его использование). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении однородной продукции.

Таким образом, регистрация товарного знака позволяет правообладателю пресекать действия конкурентов. Правообладатель может защищать себя и своих потребителей от введения в заблуждение относительно товара или его производителя, а значит, и от сокращения доходов компании, ущерба репутации, особенно если продукция конкурента некачественная или даже опасная для жизни и здоровья.

Чтобы защитить права на товарный знак, правообладателю рекомендуется:

  • регулярно мониторить рынки сбыта своей продукции и действий конкурентов, в том числе в интернете, чтобы выявить возможное незаконное использование товарного знака;
  • включать зарегистрированный товарный знак в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), чтобы предотвратить ввоз контрафактной продукции на территорию России;
  • мониторить регистрацию чужих товарных знаков (или заявок на товарные знаки), сходных до степени смешения с товарным знаком правообладателя и имеющих более поздний приоритет.

Поделиться:
Вернуться назад