«Нас нигде не любят»: шесть мифов о получении патента за рубежом
16 ноября 2021Так ли нужно заниматься международным патентованием? Ответ на этот вопрос может дать исключительно конъюнктура рынка и направленность бизнеса и интересов в каждой отдельно взятой стране.
Очевидно, что если идет речь об изготовлении модулей для Международной космической станции, то получать патент в Швейцарии в обозримом будущем, может быть, и нет смысла, в то время как патенты на часовые механизмы или сырную рецептуру были бы отнюдь не лишними.
Сегодняшние реалии таковы, что любую компанию будут воспринимать на рынке как серьезного игрока только при наличии патентного портфеля, который подтверждает, что она пришла на рынок всерьез и надолго. Крупный бизнес в большинстве случаев работает по принципу «есть патент — есть сотрудничество, нет патента — нет сотрудничества».
Кроме того, наличие патентов не только может способствовать устранению конкурентов с рынка или обеспечить преференции при заключении договоров с ними, но и обезопасит от недобросовестного сотрудничества с компаниями-разработчиками.
Но, к сожалению, как показывает практика, нередки случаи, когда наши изобретатели выезжали за рубеж на переговоры к крупным компаниям и раскрывали свои технические решения. Ответом, как правило, было то, что решения нерабочие либо дорогие для налаживания производства. А спустя какое-то время выяснялось, что недобросовестный партнер повсеместно пользуется этим техническим решением. Но, к сожалению, никаких претензий предъявить ему уже невозможно, так как патенты в этих странах отсутствуют.
Отсюда, кстати, вытекает первый миф о зарубежном патентовании. Разберем их все.
Миф 1: честность на доверии
Не следует рассчитывать на 100-процентную честность партнеров, особенно когда речь идет об очень больших деньгах. Любое сотрудничество должно быть подкреплено договорами, соглашениями, и лучше всего — иметь патент.
Миф 2: единый международный патент
Действительно, существует международная патентная система, которая основана на Договоре о патентной кооперации (РСТ). Но эта система обеспечивает только единую процедуру подачи патентных заявок, чтобы была возможность защитить изобретения в каждом из договаривающихся государств. То есть заявкой РСТ считается правильно поданная национальная заявка, по которой необязательно будет выдан патент с одинаковым объемом патентных прав во всех из договаривающихся государств, поскольку практически во всех государствах будет проведена своя собственная патентная экспертиза, основанная на местном национальном законодательстве.
Таким образом, международного патента в настоящий момент не существует и его появление не предвидится.
Миф 3: патент в России = права в мире
Частое заблуждение российских патентообладателей: получив патент в России, они считают, что он будет действовать и на территории других стран.
Это, конечно же, не так. У каждой страны свое собственное законодательство: патент необходимо будет получать либо в каждой стране по отдельности, либо там, где доступны патентные организации, такие как Европейское патентное ведомство (ЕПВ) или Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ), можно получить единый патент на несколько стран.
Миф 4: патент получен — можно расслабиться
Часто бывает так, что, получив патент на собственное изделие в интересующей для бизнеса стране, патентообладатель успокаивается и начинает свободно чувствовать себя на рынке, считая, что его продукт защищен. Однако следует помнить, что патент — это скорее не «средство защиты», а «средство нападения», с помощью которого можно запрещать введение в хозяйственный оборот аналогичного продукта. Поэтому, даже имея на руках патент на собственный продукт, не думайте, что это автоматически означает, что не будет нарушения прав третьих лиц.
Например, получив патент на автотранспортное средство, можно нарушить патенты на шину, двигатель, кондиционер и так далее. Поэтому, выходя на рынок, необходимо не только патентовать свои технические решения, но также отслеживать патентную область, проверять патентную чистоту в каждом из интересующих государств.
Также не следует забывать, что получение патента — процесс небыстрый. Например, срок его получения в США, Китае или Японии составляет два года. Европатента — от трех до шести лет. В Бразилии и Индии этот процесс может растянуться до десяти лет.
Миф 5: нас не любят и патент не дадут
Еще один миф о зарубежном патентовании — тезис «нас нигде не любят и стараются не выдавать патент».
Это абсолютно не так. Простая выдача «местным» заявителям вообще была бы медвежьей услугой, поскольку при наличии «сильных» конкурентов все это могло бы привести к полной потере патентных прав после аннулирования «слабых» патентов. На самом деле во всем мире отношение к изобретателям и заявителям одинаковое. Здесь сложность заключается скорее хоть и в схожих, но все-таки отличающихся друг от друга законодательствах.
Например, в США эксперт может ссылаться на фактор очевидности (то есть на то, что явным образом вытекает из общих знаний для специалиста этой области), в то время как в России необходимо иногда не только найти признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного изобретения, но и подтвердить их влияние на достижение заявленного технического результата. Вот один из примеров: в России был получен патент на конструкцию механизма кодового замка, в то время как в США вынесли решение об отказе в выдаче патента на основе очевидности, вытекающей из… схожей конструкции пьезоэлектрической зажигалки.
На экспертизу помимо методологии влияет ряд других факторов: загруженность эксперта, ограничения по срокам, техническая оснащенность, знание языков и тому подобное.
Поэтому, подав международную заявку в Роспатент и выбрав его же в качестве ведомства, осуществляющего международный патентный поиск, не стоит расслабляться по получении «положительного» отчета о международном поиске (то есть поиске, результаты которого не порочат новизну или изобретательский уровень заявленного изобретения), поскольку он со 100-процентной вероятностью будет дублировать ранее проведенный национальный поиск. При этом из-за сокращенных сроков рассмотрения заявок в Российском ведомстве часть поданных ранее заявок вообще не будет включена в уровень техники (то есть в сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения), так как публикации осуществляются не сразу после подачи заявки, а с некоторой задержкой. Таким образом, если есть заинтересованность именно в зарубежном патентовании, то лучше подавать международную заявку в Российское ведомство, а в качестве ведомства, осуществляющего международный патентный поиск, выбирать ЕПВ. Это позволит получить разностороннюю оценку известности и очевидности заявленного технического решения.
Миф 6: с получением патента расходы заканчиваются
Это тоже не так. Чтобы патент был в силе, необходимо оплачивать годовую пошлину в каждом интересующем государстве. Если этого не происходит, можно потерять свои права.
Зарубежное патентование — неотъемлемая часть развития любого бизнеса. Более того, патент нередко становится отправной точкой для этого развития. Поэтому не следует бояться получать и отстаивать свои права за рубежом. Наибольшей популярностью для патентования у российских предпринимателей пользуются европейские страны, США, Китай и Япония.
Окружив себя непроходимой стеной из всевозможных патентов, можно быть спокойным, что на вашу собственность никто не посягнет. И вполне возможно, что тогда «утечка мозгов» изменит свое направление. Мозги и деньги будут «течь» в Россию. Или хотя бы не «вытекать» из нее.