Можно ли использовать фото мультперсонажей на тортах?
28 марта 2024Торты на заказ – привлекательный бизнес на дому. Но начинающим кондитерам нужно быть внимательными в выборе дизайна своих десертов. Можно ли использовать изображения мультперсонажей при создании тортов на заказ? И можно ли выставлять фотографии таких десертов в социальные сети?
Изображения персонажей аудиовизуальных произведений, в том числе и мультфильмов, зачастую охраняются одновременно как объекты авторского права и как товарные знаки, рассказал сайту perm.aif.ru заместитель директора филиала юридической фирмы «Городисский и Партнёры» в Екатеринбурге Николай Рощупкин.
То есть использование этих изображений регламентирует ч. 4 Гражданского кодекса РФ.
«Никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). Равным образом только автору или правообладателю объекта авторского права (в данном случае персонажа) принадлежит исключительное право его использования (ст. 1270 ГК РФ)», – сообщил Николай Рощупкин.
Таким образом, можно сделать вывод: публикация в интернете и социальных сетях фотографий тортов с изображением героев мультфильмов без разрешения правообладателя не допускается.
«Более того, подобные публикации квалифицируются как предложение о продаже, что является самостоятельным нарушением (пп. 4 п. 2 ст. 1484 ГК РФ), то есть правообладатель вправе предъявить претензии только за сам факт размещения такого предложения о продаже, не производя "контрольных закупок " и не собирая доказательства реального введения такого товара в гражданский оборот», – продолжил Николай Рощупкин.
Через суд правообладатель может потребовать компенсацию в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей (п. 1 ст. 1301, пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ).
«Нередко сумма компенсации рассчитывается по минимальному пределу, то есть 10 тысяч рублей, но за каждый факт нарушения (например, за каждую фотографию, за каждый способ использования персонажа\товарного знака) и, соответственно, минимальная сумма предъявленного иска, даже при самых малых объёмах бизнеса и всего нескольких размещенных фотографиях, может легко составить 50 – 100 тысяч рублей», – подытожил Николай Рощупкин.