В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Кондитерское изделие: право на внешний вид

20 июля 2021

В предыдущей статье мы начали обсуждать вопросы интеллектуальной собственности в отраслевом контексте, а именно с точки зрения приобретения исключительных прав на названия кондитерских изделий. Однако только названиями эта тема не исчерпывается, и сегодня поговорим о важности правовой охраны внешнего вида кондитерских изделий.

Внешний вид кондитерского изделия влияет на выбор потребителя не меньше, чем название, что заставляет производителей вкладываться в разработку дизайна своих изделий. Современные технологии позволяют превратить кондитерское изделие в настоящий шедевр: причудливые формы, любые цвета, украшения в виде «сладких» репродукций фото и картин, фигурок известных мульт- и киноперсонажей и т. д. Всё это призвано вызывать у потребителя положительные эмоции и ожидания, а в дальнейшем так же, как и название, способствовать узнаваемости изделия, росту его популярности, и, как следствие, увеличению прибыли производителя.

Но если о получении исключительного права на «сладкое» название изготовители так или иначе еще задумываются, то о возможности и необходимости охраны внешнего вида своих изделий многие даже не догадываются. Между тем незащищенный дизайн изделия наряду с названием может являться объектом копирования недобросовестными конкурентами, с одной стороны, или стать основанием для претензий третьих лиц, с другой. И снова на первый план выходит вопрос наличия исключительных прав — только теперь уже в отношении внешнего вида.

Производителям кондитерских изделий стоит помнить, что чем популярнее их изделие, тем выше вероятность возникновения спорной ситуации, и только при наличии у них прав на внешний вид, предоставленных государством, можно претендовать на успех в ней.

Для охраны решения внешнего вида изделия законодательством РФ предусмотрен такой объект интеллектуальной собственности как промышленный образец, поскольку именно он предназначен для охраны эстетических особенностей, в частности формы, конфигурации, орнамента, сочетания цветов, линий, контуров, текстур материала. Промышленный образец позволяет максимально полно защитить разработанный дизайн изделия во всех проекциях и вариантах.

Несмотря на то, что промышленный образец не так популярен, как, например, товарный знак, многие кондитеры, и не только крупные, активно пользуются этим инструментом для охраны внешнего вида печенья, шоколадных изделий, пряников, тортов и т. д.

Например, промышленными образцами охраняется внешний вид следующих всем известных лакомств.

Известный шоколад с печеньем Milka охраняется патентом РФ на промышленный образец.
Не менее известный внешний вид шоколадного батончика KitKat также защищен патентом РФ.
В упаковке Skittles потребитель легко может обнаружить жевательные конфеты с фруктовым вкусом. Внешний вид такой продукции охраняется патентом РФ на промышленный образец.

pic1.jpg

На что же следует обратить внимание при выборе промышленного образца в качестве способа охраны дизайна кондитерского изделия?

Объем правовой охраны

При установлении факта нарушения патента на промышленный образец внешний вид «изделия-нарушителя» сравнивается с объемом правовой охраны промышленного образца. Такой объем определяется изображениями внешнего вида изделия, содержащимися в патенте. Поэтому очень важно включать в патент изображения, наиболее полно отражающие именно тот дизайн, который хочет защитить заявитель.

В качестве изображений могут быть представлены: фотографии, рисунки, репродукции и даже трехмерная модель изделия.

Правообладатель

Гражданский Кодекс РФ не накладывает ограничения на круг лиц, которые могут иметь право на получение патента на промышленный образец, то есть заявителем может являться как физическое, так и юридическое лицо.

«Обнародование» внешнего вида

Для того чтобы получить патент на промышленный образец, заявитель должен с осторожностью подходить к презентации (раскрытию) кондитерского изделия, например, посредством публикации статьи с его изображениями или размещения экспоната (образца) на специализированной выставке. Если такое раскрытие произошло, то у заявителя есть только 12-ти месячный срок, в течение которого он может подать в Роспатент заявление на выдачу патента на промышленный образец в отношении такого изделия.

Возможность охраны нескольких вариантов изделия одним промышленным образцом

Производители, стремясь к разнообразию, часто изготавливают одно и то же изделие в разных вариантах. Например, в одной пачке можно обнаружить печенье в виде зайчика, собаки, кота, слоника и т. д., выполненных в одном стиле. Таких вариантов может быть добрый десяток, при этом каждый из них является значимым, и, следовательно, требует получения правовой охраны. Выбирая в качестве инструмента охраны промышленный образец, можно избежать подачи десяти заявок — этот объект дает возможность подать одну заявку на серию решений внешнего вида, каждое из которых будет охраняться. Ниже приведен пример такой охраны: Кондитерское изделие, 5 вариантов (патент № 86507) Кондитерское изделие, 5 вариантов (патент № 86507)

pic2.jpg

Использование «чужих» объектов интеллектуальной собственности в составе дизайна

На сегодняшний день аналоговый ряд кондитерских изделий весьма насыщенный, что накладывает ограничения на степень свободы дизайнера в создании оригинального внешнего вида. Чем больше разработано вариантов дизайна изделия, тем труднее создать принципиально отличающийся образ. К сожалению, помимо разработки причудливых форм, необычных цветовых решений производители для привлечения внимания прибегают к использованию, например, известных кино- и мультперсонажей, которые зачастую являются объектами авторских прав третьих лиц.

Использование таких объектов без соответствующего разрешения владельца запрещено и может привести к административной и уголовной ответственности. Получить исключительное право на разработанный дизайн в качестве промышленного образца в этом случае также не удастся, поскольку законодательством РФ предусмотрено соответствующее основание для отказа в выдаче патента.

Комплексный подход к правовой охране

Разработанный дизайн помимо оригинального внешнего вида может включать название изделия, а также отдельные элементы, которые предполагается использовать вне разработанного дизайна. Конечно, в этой ситуации полагаться только на промышленный образец для защиты «внешности» своего изделия не стоит. Необходимо проанализировать все составляющие и выбрать инструмент охраны для каждого из них. Так, наиболее надежной защитой для названия станет исключительное право на товарный знак. Дизайн в целом наиболее полно может быть защищен в качестве промышленного образца. Отдельные элементы дизайна в свою очередь дополнительно могут охраняться как товарные знаки или самостоятельные промышленные образцы.

Такую стратегию комплексной охраны выбрала компания Марс Инкорпорейтед (США) для производимого ею шоколада «DOVE»:

  1. Решение внешнего вида самого кондитерского изделия охраняется посредством патента РФ на промышленный образец, который содержит следующее изображение продукта:
    pic3.jpg
  2. Название «Dove» охраняется целой серией товарных знаков.
  3. Основные элементы, определяющие дизайн упаковки шоколада, также охраняются патентом РФ на промышленный образец, включающим 7 вариантов рисунка упаковки:
    pic4.jpg

С учетом вышесказанного производителям кондитерских изделий во избежание конфликтных ситуаций и копирования недобросовестными конкурентами следует тщательно подходить к вопросам как разработки названия и внешнего вида, так и своевременному получению исключительных прав на них. Однако оценить эффективность выбранной стратегии правовой охраны может только опытный специалист в области интеллектуальной собственности.



Поделиться:
Вернуться назад