Кому принадлежат плоды удаленной работы — работнику или работодателю
11 мая 2020Новая реальность, которую принесла пандемия коронавируса, и последовавшее как реакция на нее изменение бизнес-процессов во многих компаниях, спровоцировала столкновение и с новыми проблемами. Одной из таких пока неявных проблем, однако способных доставить в будущем большие неприятности для компаний, прежде всего, из инновационных отраслей, где в активах традиционно велика доля интеллектуальной собственности, является проблема сохранения за работодателем прав на такие объекты интеллектуальной собственности, созданные в период удаленной работы сотрудников.
Вкратце суть проблемы такова. В общем случае исключительные права на результат интеллектуальной деятельности (РИД) принадлежат его автору – физическому лицу. Однако исключительное право на служебное произведение, созданное наемным работником в пределах установленных трудовых обязанностей, принадлежит работодателю (если трудовым договором не предусмотрено иное). В то же время, исключительное право на произведение, созданное гражданином самостоятельно, во внерабочее время и на своей материально-технической базе, принадлежит самому автору такого произведения. Промежуточное положение между указанными случаями занимает регулирование служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, согласно которому указанные РИДы, будучи созданными гражданином не в рамках трудовых обязанностей, но с использованием с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, не признаются служебными. Однако, работодатель вправе потребовать либо предоставить ему простую неисключительную безвозмездную лицензию на весь срок действия исключительного права, либо возмещения понесенных им в связи с созданием автором такого РИДа расходов.
И ранее в конфликтах авторов и работодателей по поводу служебного характера соответствующего РИДа (а соответственно и принадлежности исключительных прав на него) нередко авторы пытались доказать факт создания такого РИДа вне своих служебных обязанностей и без использования материально-технической базы работодателя. Особенно остро проблема определения служебного характера произведения в таких конфликтах вставала в отношении тех видов РИДов, которые потенциально действительно могли быть созданы работником самостоятельно, во внерабочее время и на своей материальной базе (программ ЭВМ и баз данных, литературных и научных произведений, некоторых видов изобретений из областей техники, не требующих, например, сложного и дорогостоящего лабораторного оборудования и т.п.). Теперь же, когда огромное количество наемных работников вынужденно, причем «в пожарном порядке», переведено на удаленную работу, а новая экономическая реальность в будущем, несомненно, спровоцирует волну сокращений, можно спрогнозировать лавинообразный рост подобных споров о принадлежности прав на произведения, созданные такими работниками в период пребывания ими дома в режиме вынужденной самоизоляции. Кроме того, в режиме домашней работы сотрудникам, причем по объективным, во многом не зависящим от них причинам, гораздо сложнее соблюдать режим конфиденциальности в отношении служебной информации, что в некоторых случаях может приводить к разглашению служебных ноу-хау. А это в силу ст. 1467 ГК РФ приведет к прекращению исключительного права на такой секрет производства у всех правообладателей.
Единственным способом решения данной проблемы видится правильное оформление трудовых документов с потенциальными авторами РИД – наемными работниками. В частности, необходимо помнить, что дистанционным работником считается не тот сотрудник, которого перевели на такой режим работы приказом руководителя организации, а заключивший с работодателем трудовой договор о дистанционной работе (ст. 312.1 ТК РФ). Это значит, что со всеми потенциальными авторами служебных РИДов настоятельно рекомендуется заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам, предусматривающие изменение режима их работы на период изоляции на дистанционный. При этом физическое отсутствие в офисе сотрудника и невозможность подписания им таких изменений к трудовому договору не являются неразрешимой проблемой – именно для дистанционных работников ст. 312.2 ТК РФ допускает подписание договора в формате обмена электронными документами. Кроме того, как указано в Письме Минтруда России от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741 в период действия Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» изменения к трудовым договорам в части перехода на удаленный режим работы могут оформляться путем обмена электронными образами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке. Подобные изменения в трудовом договоре в случае возникновения в будущем конфликта по поводу принадлежности прав на РИД, в значительной степени, лишат работника возможности ссылаться на позицию о том, что в период создания соответствующего РИДа он не имел возможности исполнять свою трудовую функцию, а значит, такой РИД не может признаваться служебным. В таком дополнительном соглашении целесообразно указать на обязанность работника своими силами на своем уделенном рабочем месте обеспечить сохранение режима конфиденциальности в отношении информации, составляющей служебную и коммерческую тайну в объеме требований, установленных работодателем.
Также необходимо издать внутренний локальный нормативный акт о привлечении к трудовой деятельности работников, согласных работать в нерабочие дни и получить письменные согласия данных сотрудников на такую работу (для начала хотя бы по электронной почте с рабочих адресов таких сотрудников на рабочий адрес руководителя или сотрудника кадровой службы).
Кроме того, если примерная тематика потенциально возможных к созданию РИДов заранее известна, то можно озаботиться выдачей работнику конкретных служебных заданий на создание таких РИДов. Правда, служебное задание как основание для признания РИДа служебным, упомянуто в ГК РФ не для всех видов РИДов, а для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу хау) и исполнения произведений (литературы, искусства или народного творчества). Вопрос о возможности признания служебным иного вида РИД на основании того, что работодатель выдал работнику служебное задание на его создание, в настоящее время является дискуссионным. Однако, в любом случае наличие подобного выданного задания, даже в отношении иных видов РИДов, способно усилить в будущем позицию работодателя в возможном споре. Как минимум, в таком случае перед судом должен быть поставлен вопрос о добросовестности действий работника, получившего такое служебное задание и своевременно не уведомившего работодателя о том, что аналогичный РИД уже создан им самостоятельно или находился в процессе создания на момент получения задания. Главное, такое задание должно находиться в рамках установленной трудовыми документами (трудовым договором, должностной инструкцией и т.п.) трудовой функции работника. Если соответствующая трудовая функция (предполагающая создание РИДов) не была четко прописана в должностной инструкции работника, то соответствующие изменения стоит включить в дополнительное соглашение к трудовому договору.
Все вышеперечисленные меры способны если и не полностью защитить права работодателя на служебные РИДы, созданные в период нахождения его сотрудников в дистанционном режиме работы на изоляции, то как минимум, весьма серьезно усилить позицию работодателя в возможном споре по поводу принадлежности исключительных прав на такие РИДы.