Извилистые пути параллельного импорта
13 января 2023В марте 2022 г. Президент подписал Закон 46-Ф3, согласно которому наделил полномочиями правительство РФ решать, в отношении каких товаров не могут приниматься во внимание отдельные положения Гражданского кодекса РФ. Речь шла о параллельном импорте. Во исполнение этого закона Министерство промышленности и торговли выпустило приказ № 1532 с внушительным списком товаров, разрешенных к параллельному импорту. С тех пор таможня значительно свободнее выпускает оригинальный товар, сообщая правообладателю только о контрафакте. А министерство «вершит судьбы» — управляет списком: вносит изменения в зависимости от отсутствия или наличия товара на рынке, а также может добавлять и исключать из него, если товары присутствующей на российском рынке компании ошибочно попали в перечень.
Споры о вреде и пользе параллельного импорта продолжаются много лет. В пользу параллельного импорта говорит то, что такие товары, как правило, стоят дешевле, чем товары, продаваемые самим правообладателем. Но есть и минусы, как, например, в случае технических устройств — на них не распространяется гарантия, а обслуживание таких товаров может стоить на порядок дороже. Однако многие ошибочно считают, что товар, ввезенный по параллельному импорту, нелицензионный, а значит — контрафактный. Разберемся в терминологии.
Для исполнения поручения Президента в действие двух статей ГК были внесены корректировки. Согласно трактовке пункта 6 ст. 1359 ГК РФ, который отменили в отношении ряда товаров, «если запатентованное в России изделие ввезено в страну и введено в гражданский оборот с разрешения правообладателя, то дальнейшая перепродажа товара в России не будет являться нарушением прав патентообладателя». В другой статье (ст. 1487), действие которой также отменено в отношении ряда товаров, говорится о том, что товары с зарегистрированным в России товарным знаком и ввезенные с разрешения владельца бренда могут беспрепятственно перепродаваться в России. По сути, в обеих статьях говорится об исчерпании прав на разные объекты, однако на практике в подавляющем большинстве случаев речь идет об исчерпании прав на товарные знаки. Исчерпание прав означает, что правообладатель теряет исключительное право запрещать дальнейшую перепродажу товаров после того, как товары с нанесенным товарным знаком были правомерно введены в гражданский оборот.
Стоит отметить, что в мире существуют три режима исчерпания прав: национальное, когда товар продан с согласия правообладателя в определенной стране (в этом случае разрешается дальнейшая перепродажа товара в стране без согласия владельца интеллектуальной собственности); региональное исчерпание прав, когда правило действует для группы стран. Например, региональное исчерпание прав существует в Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) и Европе. Если товар продан в одной из стран союза, дальнейшая продажа этого товара в любой из стран союза не является нарушением прав правообладателя. А также международное исчерпание прав, когда товар, проданный на законном основании в одной из стран, может импортироваться в другие страны, в которых принято международное исчерпание прав. Такой режим существует в США, Японии, Китае и других странах. При этом презюмируется, что объект защищен патентом или товарным знаком в той стране, в которой он перепродается.
Таким образом, когда предприниматель закупает товары за границей и ввозит их в Россию без ведома правообладателя — это и называется параллельным импортом. А разрешение параллельного импорта для указанных в списке Минпромторга товаров ни в коей мере не ущемляет интересы производителей оригинального товара, поскольку эти производители добровольно ушли с российского рынка, и, следовательно, параллельный импорт не составляет им конкуренцию, а свой доход они все равно получают от продажи этого товара в других странах.
В России параллельный импорт появился после введения в стране рыночной экономики, в начале 90-х годов. Тогда в страну пришли иностранные компании и заполонили рынок невиданными для советского человека товарами. Это потребовало принятия закона для регулирования импорта. Закон о товарных знаках, принятый в 1992 г., запрещал параллельный импорт:
Регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.
Тогда нечеткость формулировок давала возможность бизнесменам закупать товар по более низкой цене в другой стране и привозить его в Россию, конкурируя с владельцем товарного знака. Владельцы товарных знаков боролись с параллельными импортерами, возбуждая дела в судах в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, гражданским кодексом и даже уголовным.
Лишь в декабре 2002 года был принят закон 166-ФЗ, вносивший правки в статью 23.
Регистрация товарного знака не дает права правообладателю запретить использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Эта формулировка закона окончательно закрепила права владельцев товарных знаков на национальное исчерпание прав (позднее региональное исчерпание в рамках Таможенного союза).
Тем временем параллельные импортеры лоббировали разрешение параллельного импорта. Их сторонником стала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При этом предлагались различные варианты либерализации параллельного импорта. Например, оставить национальное исчерпание прав для тех производителей, которые локализовали производство своей продукции в России, или разрешить параллельный импорт для отдельных видов товаров, таких как автомобильные запчасти, медицинское оборудование, фармацевтические продукты. Предлагалось также убрать слова «на территории Российской Федерации» из части IV статьи 1487 Гражданского кодекса (кодекс вступил в силу в 2008 году, включив в часть IV все законы по интеллектуальной собственности). Эти попытки не увенчались успехом.
Параллельный импорт — это всегда оригинальный товар, произведенный владельцем товарного знака или его уполномоченным лицензиатом, но ввезенный в Россию без согласия владельца товарного знака. Если оригинальный товар пользуется спросом, то не исключено, что найдутся люди, которые решат копировать его и выдавать за оригинальный. Но поддельный товар всегда отличается от оригинального рядом признаков, в первую очередь — более дешевой ценой и более низким качеством. Однако стоит признать, иногда подделка так похожа на оригинал, что может потребоваться эксперт для определения контрафактности.
Когда товар поступает на таможню, он сверяется с Таможенным реестром интеллектуальной собственности. Таможенный реестр содержит товарные знаки и объекты авторского права, которые вносятся туда по просьбе владельцев соответствующих объектов. В реестре также содержится информация о владельце товарного знака и о лицах, которым правообладатель разрешил ввозить товар. В случае ввоза товара неуполномоченным импортером таможня немедленно сообщает об этом правообладателю, который сообщает таможне, является ли товар контрафактным или нет. В случае контрафакта таможня возбуждает в суде дело в соответствии с Кодексом об административных нарушениях
Если в реестре нет товарного знака, таможня также направляет уведомление правообладателю и в зависимости от его реакции либо выпускает товар, либо возбуждает административное дело.
В случае поступления оригинального товара без разрешения правообладателя таможня может возбудить дела только в случае его ненадлежащего качества и (или) для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В противном случае товар может быть реэкспортирован. Если товар надлежащего качества, то преследование параллельного импортера в гражданском суде бесперспективно.
Дополнительные обстоятельства в пользу параллельного импорта появились в 2022 году после начала специальной военной операции на Украине. Некоторые зарубежные страны наложили санкции на Россию. Россия ответила контрсанкциями. Многие иностранные фирмы приняли решение уйти из России, в следствие чего на рынке образовался дефицит товаров ушедших компаний.
Параллельный импорт разрешен во многих развитых странах. Все многочисленные дискуссии о параллельном импорте обусловлены недостатком нужных товаров в России. Необходимо разрабатывать и использовать технологии, нужные для производства товаров, и тогда вопрос о параллельном импорте отпадет сам собой. Один из китайских юристов на вопрос об исчерпании прав на интеллектуальную собственность в Китае ответил: «в Китае международное исчерпание прав. Мы не боимся параллельного импорта. Если нам что-то нужно, мы сами сделаем». Позиция, достойная подражания. Также это говорит о том, что качество товаров, продаваемых правообладателем или другими лицами без его согласия, за исключением некоторых случаев, ничем не отличается.
По мере того как рынок будет насыщаться товарами отечественного производства, можно будет исключить слова «на территории Российской Федерации», тогда исчезнут нестыковки с другими статьями и прекратятся дискуссии о вреде или пользе параллельного импорта.
Полезная информация: Защита прав и борьба с контрафактной продукцией.