Изобретатели из Перми. Как вырастить гения и где найти наставника
8 февраля 2023
Должен быть шанс
Защитить свои идеи
Разглядеть талант
Сейчас в Пермском крае около 15 тысяч уже «открытых» маленьких изобретателей. При этом эксперты считают, что цифра могла бы быть намного больше. Но проблема в том, что нет единого механизма выявления и поддержки юных исследователей.
Как её решить? Об этом рассказывает директор Пермского филиала юридической фирмы «Городисский и Партнёры» Дарья Йосеф. Она – один из организаторов краевого конкурса «Гении Прикамья».
Должен быть шанс
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Почему многие юные дарования в крае остаются нераскрытыми?
Дарья Йосеф: В детстве мы все что-нибудь изобретаем, но, к сожалению, этого недостаточно. Необходимо, чтобы окружающие ребёнка взрослые создавали условия для развития у него креативного мышления, формирования творческого потенциала. Лишь совместные усилия семьи, педагогов, а потом и бизнес-наставников могут привести к конкретным результатам.
– Какая работа проводится в регионе в этом направлении?
– Эта работа идёт около 20 лет. Проходят краевые конкурсы: «Рыцари творчества», «Юный изобретатель». В 2018 г. открыт детский технопарк «Кванториум Фотоника». Многие школьники региона прошли курс обучения «Академия изобретательства». Его разработали эксперты Оксана Захарова и Раиль Галеев. С 2017 г. пермяки представляют Россию в составе сборной учащихся (её поддерживает наша компания) на Международной выставке юных изобретателей. Кроме того, проводятся отраслевые хакатоны. Это когда дети посещают предприятия, предлагают решения технических проблем, знакомятся с работодателями. Жаль, что не все компании и школы готовы сотрудничать в этом направлении – нужны дополнительные помещения, финансирование. Кроме того, в крае не так много наставников, которые могут работать с детьми-изобретателями. И здесь речь о педагогах, которые умеют разжечь в ребёнке желание придумывать что-то новое. Поэтому маленькие гении в основном из Перми.
– Как можно исправить эту ситуацию?
– Мы проанализировали, почему у нас такой небольшой охват детей и что можно сделать. И выступили с инициативой создать на площадке Пермской торгово-промышленной палаты (ТПП) региональный ресурсный центр «Гении Прикамья». Президент ТПП Вячеслав Белов её поддержал. В ресурсный центр вошли не только компании, занимающиеся поддержкой детей-изобретателей и образовательные центры. Присоединились и индустриальные партнёры, заинтересованные в инженерных кадрах и понимающие, что их нужно готовить со школьной скамьи.
Любой ребёнок может обратиться в ресурсный центр, чтобы понять, что ему интересно, пройти обучение по предметам, которых нет в школе. Дело в том, что не все дети-изобретатели одновременно и предприниматели. Есть ребята, умеющие разработать бизнес-план, продвинуть продукт, но у них нет идей. А есть школьники, которые талантливо ведут социальные проекты. Мы решили, что должны поддержать всех. Поможет в этом новый краевой конкурс «Гении Прикамья». Он уже стартовал.
– Чем этот конкурс отличается от других?
– Масштабом и возможностями, которые появляются у детей. Допустим, ребята поучаствовали в маленьком конкурсе, получили дипломы. А дальше что? Наша цель – привлечь внимание к изобретениям школьников индустриальных партнёров, бизнес-наставников, чтобы с их помощью проекты реализовали в регионе. Ребёнок сможет познакомиться с потенциальными работодателями, презентовать себя.
Приём заявок на участие в конкурсе уже начался. Побороться за победу может любой школьник. Нужно подготовить действующий образец устройства, краткую презентацию, разработать бизнес-модель, проанализировать конкурентов. Как принять участие, можно узнать на сайте Пермского бизнес-инкубатора (incubatorperm.ru/гении-прикамья/). С февраля по апрель для юных изобретателей будут проходить консультации по подготовке проектов. Итоги подведём в формате фестиваля, приуроченного к 300-летию Перми.
– Как выглядит идеальный механизм формирования условий для изобретателей?
– Нужно начинать работу ещё в детском саду: давать ребятам логические задачи, развивать творческое воображение. В школах следует рассказывать, что такое интеллектуальная собственность, как зарабатывать на своих творениях. Нужно обучать теории решения изобретательских задач, конструированию. Кроме того, необходимо готовить педагогов, которые будут заниматься маленькими гениями. Для этого, на мой взгляд, следует ввести новые образовательные программы в вузах.
– Следует продолжать работу с юными гениями в университете?
– Ребёнок должен понять, какие у него интересы и способности, кем он хочет быть, ещё на этапе школы – примерно к девятому классу. В вузе проводить такую работу немного поздно.
Защитить свои идеи
– Нужно ли детям патентовать свои изобретения?
– Чтобы разработка приносила доход, необходимо запатентовать её. То есть оформить свои интеллектуальные права. Для этого нужно направить в Патентное ведомство заявку на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
– Как проверяют, существует ли уже изобретение?
– Если к нам обращается автор со своей разработкой, патентный поверенный сначала проводит поиск – смотрит по всем имеющимся патентным базам, не было ли аналогичных изобретений в мире. Такие документы не найдены? Специалист помогает подготовить и подать заявку в Роспатент. Нужно описать преимущества и отличительные признаки изобретения, подготовить реферат, описание, чертёж, оплатить пошлину. Заявку можно отправить в электронном виде или на бумаге. Далее в ведомстве проводят экспертизу и выносят решение о возможности выдать патент.
– Как семье маленького изобретателя найти средства на получение патента?
– Заинтересовать идеей индустриального партнёра. Также мы надеемся, что победители конкурса «Гении Прикамья» будут получать на эти цели субсидии.
– Какие изобретения патентуют дети?
– Спектр большой. К примеру, Дарья Шейнина является автором адаптера к катетеру инсулиновой помпы (устройство помогает регулировать длину медицинского катетера). Евгений Казанцев – правообладатель патента на модельный ракетный двигатель. А Анастасия Травкина придумала обучающий тренажёр «Глобус». Юными пермяками подано более 50 заявок на патенты.
– Насколько реально наладить производство и продажу детских изобретений?
– Благодаря ресурсному центру у ребят будет уникальная возможность дальнейшей реализации их идей. В Прикамье планируется создать маркетплейс для взрослых. Обсуждается, что и для детских проектов это подходящая площадка. Ребята могут тоже участвовать в решении производственных задач, бизнес-проектов и зарабатывать.
Разглядеть талант
– Много ли в крае детей-изобретателей, если сравнивать с другими регионами страны?
– Приятно отметить, что число пермяков, участвующих в международной выставке юных изобретателей, ежегодно растёт. Если в 2017 г. в сборную вошёл один ребёнок, то в 2022 г. уже 11. Мы задумались, почему у нас так много успешных проектов? Выяснилось, что большинство ребят-победителей с начальных классов занимаются на системной основе с наставниками. Как известно, гениями не рождаются – гениями становятся.
– Как найти наставника?
– Быть наставником – особый дар. К сожалению, не у всех он есть. Для кого-то наставники – это родители, которые любят, уважают, поддерживают во всех начинаниях своего ребёнка. Для других – это учитель в школе или кружке, способный вдохновить и увлечь. Плутарх говорил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
– Как разглядеть изобретательский талант в ребёнке?
– Будучи мамой двух дочерей, понимаю, что каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был успешным и счастливым. Нужно слушать и слышать, чего он хочет, давать ему творческую свободу, поддерживать и помогать развиваться в том направлении, которое ему близко.