В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

«Интеллектуальные» налоговые льготы – как драйвер инновационного развития компании

6 сентября 2023

Льготы, стимулирующие создание инноваций и инновационных продуктов
Льготы, стимулирующие коммерциализацию и оборот объектов интеллектуальной собственности
Стимулирование высокотехнологичных отраслей

Государства, выбравшие инновационный путь развития, стремятся всемерно поддерживать технологические новации. Одной из действенных мер такой поддержки являются налоговые льготы, различными способами стимулирующие создание и использование в деятельности компании объектов интеллектуальной собственности. Россия здесь не является исключением: отечественным предприятиям, стремящимся к разработке инноваций, предоставлены весьма обширные и разнообразные льготы по налогам. Условно подобные льготы можно разделить на несколько групп.

Льготы, стимулирующие создание инноваций и инновационных продуктов

Как правило, технические инновации рождаются в процессе создания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Стимулировать проведение российскими организациями НИОКР призвана, прежде всего, льгота, установленная в ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Данная льгота предоставляет возможность налогоплательщикам, проводящим НИОКР в приоритетных отраслях науки и техники (перечень таких отраслей определён в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.12.08 г. № 988), уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму потраченных на такие НИОКР расходов с коэффициентом 1,5. Правда, если организация занимается и иными видами деятельности, помимо осуществления НИОКР, для получения данной льготы придётся организовать раздельный учёт: для целей данной льготы можно учитывать только расходы, непосредственно связанные с проведением таких НИОКР в приоритетных отраслях. Это означает, что если работники или оборудование используются и для другой деятельности, то придётся пропорционально вычислять долю участия в данном проекте, только на расходы в пределах этой доли возможно предоставление льготы. Для подтверждения права на данную льготу налогоплательщики представляют в ИФНС вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций специальный отчёт. Если налоговый орган усомнится в содержании данного отчёта (как правило, сомнения возникают в том, можно ли соответствующие выполненные работы причислить к НИОКР и относятся ли они к соответствующей приоритетной отрасли), он может назначить экспертизу, которая проводится учреждениями Академии наук, национальными исследовательскими или государственными научными центрами.

Если по итогам проведения НИОКР были созданы какие-либо результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и они могут быть в течение длительного времени использованы в деятельности налогоплательщика, то такие РИД потенциально могут стать нематериальными активами (НМА). НМА, соответствующие определённым критериям, можно поставить на баланс и списывать их стоимость посредством амортизации. Правда, если налогоплательщик ранее воспользовался вышеописанной льготой по расходам на НИОКР, включить те же расходы в состав первоначальной стоимости НМА не получится. Причём для отдельных видов НМА существуют также налоговые льготы в виде ускоренной амортизации: для таких видов НМА, как патент на изобретение, промышленный образец, полезная модель, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта, исключительное право на аудиовизуальные произведения, закон позволяет налогоплательщику самостоятельно устанавливать срок полезного использования, не превышающий двух лет (п. 2 ст. 258 НК РФ). Для налогоплательщиков в отношении НМА установлена также возможность применения нелинейного метода амортизации. Данный метод заключается в том, что большая часть первоначальной стоимости НМА списывается в первые периоды его эксплуатации, позволяя быстро вернуть большую часть понесённых на его создание расходов.

Помимо ускоренного списания НМА, государство предоставляет возможность ускоренной амортизации оборудования, связанного с созданием таких НМА. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения этого коэффициента налогоплательщику также придётся обеспечить раздельный учёт в отношении подобных основных средств.

Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. Для применения данной льготы есть ещё ряд условий, общий смысл которых заключается в том, что выполненные НИОКР должны приводить к созданию новых оборудования, материалов, инженерных объектов, технических систем и т. п.

Льготы, стимулирующие коммерциализацию и оборот объектов интеллектуальной собственности

Значительное внимание государство уделяет и стимулированию оборота РИД, поскольку наличие развитого рынка объектов интеллектуальной собственности способствует быстрому внедрению инноваций.

Так, на основании пп. 26-26.2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения передача на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин, исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора и договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчёте налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении. Появление этой льготы связано с тем, что при выполнении госконтрактов у исполнителей часто возникают своего рода «побочные» РИД, которые, в силу договора, изначально принадлежат государственному заказчику, но последнему они не нужны. Однако просто безвозмездно передать их исполнителю мешали нормы п. 8 ст. 250 НК РФ о необходимости при безвозмездном получении налогоплательщиком имущественных прав определить рыночную стоимость таких прав и включить эту стоимость в налоговую базу по налогу на прибыль организаций (то есть чаще всего – фактически заплатить с такой стоимости налог на прибыль). В то же время теперь получивший права на такие «побочные» РИД исполнитель имеет возможность либо передать права на такие РИД за вознаграждение иному заинтересованному лицу, либо использовать их самостоятельно в своей дальнейшей деятельности.

Ещё одним важным стимулом расширения оборота РИД могло бы стать широкое использование предоставленного с 2021 года российским регионам права устанавливать пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, в отношении доходов налогоплательщиков от деятельности по предоставлению по лицензионному договору прав использования РИД, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Однако пока что регионы не спешат пользоваться данной возможностью.

Стимулирование высокотехнологичных отраслей

Помимо упоминавшейся выше льготы по НИОКР при разработке инноваций в ряде приоритетных отраслей, Российская Федерация вводит и отдельные дополнительные «отраслевые» льготы. Прежде всего, это касается отраслей, связанных с компьютерными технологиями, а также с разработкой и производством электронной компонентной базы.

Так, ранее на определённый срок, а затем и бессрочно был снижен размер страховых взносов до 7,6% для компаний, соответствующих определённым критериям в ИТ-отрасли. Критерии для получения права на пониженную ставку довольно простые. Налогоплательщику необходимо:

  • иметь документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо свидетельство о регистрации в качестве резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • иметь среднесписочную численность работников за отчётный период не менее семи человек;
  • получить в отчётном периоде не менее 90% доходов от операций, связанных с разработкой и реализацией программ ЭВМ и баз данных, в том числе посредством выдачи лицензий, или с оказанием услуг по установке, тестированию, сопровождению программ ЭВМ и баз данных.

Ещё одной важной налоговой льготой является снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций с 20 до 3%, причём, помимо организаций, занимающихся разработкой «софта» и оказанием услуг в области ИТ, применять такую пониженную ставку смогут также компании, которые ведут деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной или радиоэлектронной продукции.

Для первой категории налогоплательщиков условия применения льготы схожи с теми, что установлены по страховым взносам: государственная аккредитация, среднесписочная численность не менее семи человек и доля доходов от операций в сфере ИТ по итогам отчётного или налогового периода – не менее 90% от суммы всех доходов. Для второй (разработчиков электронной компонентной базы) правила в целом также похожи: та же среднесписочная численность, включение организации в соответствующий реестр и такая же доля доходов от реализации услуг по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

В целом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что Российская Федерация в налоговой области широко и всесторонне стимулирует создание инноваций. И российские организации, правильно использующие предоставленные им государством возможности, могут значительно сэкономить на налогах, использовав не уплаченные в бюджет средства на инновационное развитие.


Поделиться:
Вернуться назад