Интеллектуальная собственность в России и Сибири
22 декабря 2017Сегодня никому не нужно объяснять, что успешное развитие экономики зависит от инноваций. Страны, в которых создается и патентуется много изобретений, занимают лидирующие позиции в глобальной экономике. Достаточно привести пример Китая, в котором в прошлом году было подано более миллиона заявок. Конечно, население Китая составляет полтора миллиарда человек, в то время как в России население менее 150 млн. Но даже с учетом разницы в населении в России в 2016 году было подано чуть более 41 тыс. заявок на изобретения.
Из этого числа российские изобретатели подали около 27 тыс. заявок на изобретение. За этот же год было выдано около 21 тыс. патентов.
Всего же на конец 2016 года в России действовали 230,87 тыс. патентов на изобретения, около 53 тыс. патентов на полезные модели и около 30,5 тыс. патентов на промышленные образцы. Эти патенты и являются основой рынка интеллектуальной собственности. В 2016 году в отношении этих патентов было совершено (зарегистрировано в Роспатенте) менее 3 тыс. сделок — лицензий, отчуждений. А количество договоров залога патентных прав составляют буквально единицы: всего девять договоров в отношении 28 патентов было зарегистрировано в 2016 году. Очевидно, что эти цифры говорят о том, что рынок интеллектуальной собственности в России еще пока развит очень слабо.
То же можно заметить и в отношении товарных знаков, которые также составляют существенную часть российского рынка интеллектуальной собственности. В 2016 году в России было зарегистрировано около 55 тыс. товарных знаков. Из них почти 29 тыс. — на имя российских фирм и предпринимателей.
Всего на конец года в России действовало около 370 тыс. национальных и 234 тыс. международных товарных знаков. В отношении этих знаков было заключено менее 10 тыс. сделок (лицензий и отчуждений) и только 72 договора залога. Как видим, и рынок средств индивидуализации, которыми являются товарные знаки, также очень узкий.
Если взглянуть на последние 50 лет, можно заметить, как сильно изменился мир. Новые технологии изменили его до неузнаваемости. На глазах одного поколения ленточные магнитофоны сменились CD- и DVD-проигрывателями, кинескопные телевизоры сменились жидкокристаллическими и плазменными. Недалеко то время, когда в продажу поступят лазерные телевизоры. Это только примеры, которые видны любому обывателю. Технологии же развиваются во всех областях, и мы пользуемся многими устройствами, не подозревая и не задумываясь, какие технологии в них используются.
Очевидно, что научный потенциал страны является залогом ее процветания и успешного экономического развития. Опыт показывает, что наиболее успешными странами являются те, которые создают и внедряют новые технологии. Эти страны обеспечивают свое благосостояние в том числе благодаря продаже этих технологий другим странам. А что же другие страны? На какие средства они покупают эти новые технологии? Ответ очевиден. Кроме как на продажу природных ресурсов этим странам не на что рассчитывать. К сожалению, Россия является страной, которая обеспечивает свое существование именно за счет нефти и газа.
В то же время в России имеется мощный интеллектуальный потенциал, который пока недостаточно полно используется. С целью преодолеть эту ситуацию в России предпринимаются различные меры. В частности, в 2016 году была утверждена «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». Стратегия констатирует, что эффективность российских научно-исследовательских организаций существенно ниже, чем в ведущих странах — США, Японии, Южной Корее, Китае. Из этого вытекает и недостаточная активность разработки и защиты инноваций в России. Причем защита инноваций имеет значение не только для работы внутри страны. Защита инноваций за рубежом позволяет выйти на зарубежные рынки со своими технологиями. А такие разработки в России есть. Так, например, патент на изобретение № 2599949 «Способ фильтрации потока HTTP-пакетов на основе пост-анализа запросов к интернетресурсу и устройство фильтрации для его реализации» Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения РАН включен в базу данных перспективных изобретений. Изобретение относится к средствам управления доступом пользователей к выделенным ресурсам сети интернет по протоколу HTTP. Всего в 2016 году 23 изобретения, созданные в Сибирском федеральном округе, были включены Роспатентом в базу перспективных изобретений, а 11 изобретений в 2016 году вошли в список «100 лучших изобретений России».
В институтах Сибирского отделения РАН много и других разработок. Понятно, что многие институты занимаются фундаментальными исследованиями. Но в конечном итоге фундаментальные исследования находят выражение и в прикладной науке. А это позволяет создавать новые технологии, которые будут использоваться в практической деятельности людей. Многие сотрудники Сибирского отделения РАН стали заслуженными изобретателями России. И все же, когда заходит речь о патентовании изобретений, приходится констатировать, что ситуация далека от удовлетворительной. В значительной степени патентование изобретений сдерживается недостатком финансирования. Если патентование в России еще более или менее доступно, то подача заявки на патент за границей часто становится непреодолимой преградой для российских организаций. Но и в России расходы на патентование не ограничиваются только государственными пошлинами. Чтобы подготовить добротную заявку на патент, часто приходится прибегать к услугам патентного поверенного. А его услуги также стоят денег. Выходом из этого положения могло бы быть создание или развитие патентной службы на предприятии. Что касается патентования за рубежом, его может позволить себе только небольшое количество российских организаций, имеющих прочное финансовое положение. Здесь желательна государственная поддержка патентования. При этом недостаточно просто дать деньги и потом забыть об этом. Необходимо организовать этот процесс с самого начала, начиная с отбора изобретений, которые могут быть использованы в той или иной стране, и кончая организацией процесса коммерциализации, поиском контрагентов в странах патентования и в конечном итоге продажей лицензий.
Несмотря на небольшой рост патентования изобретений в России, к сожалению, на недостаточную активность патентования изобретений накладывается также отсутствие активной коммерциализации новых разработок. Если имеется новая разработка, ее недостаточно защитить патентом. Необходимо создать продукт на основе этого патента. Это может быть как изделие, так и новая технология. После этого патент необходимо вывести на рынок. Это может сделать сам патентообладатель, или он может продать лицензию на свое изобретение, или продать сам патент. В случае реализации одной из этих возможностей цикл создания и внедрения разработки можно считать законченным.
В этой связи можно привести пример американского изобретателя-одиночки Джереми Лемельсона. Он получил более шестисот патентов на свои изобретения. Некоторые крупные фирмы предлагали ему трудоустройство, однако он предпочел остаться индивидуальным изобретателем. При этом ему удалось продать лицензии на свои изобретения на десятки миллионов долларов. В последние годы постепенно активизируется деятельность, связанная с распоряжением прав на интеллектуальную собственность. Так, в 2016 году было заключено 1369 договоров об отчуждении патента, 1670 лицензионных договоров. Это говорит о том, что работа в данном направлении идет. Тем не менее этого в нынешних условиях недостаточно.
Актуальной задачей является повышение эффективности инновационной деятельности, создание комфортных условий для разработчиков, устранение неоправданных ограничений для бизнеса. Необходимо обеспечить более активное применение новых технологий в народном хозяйстве, развитие производств, основанных на новых современных технологиях. Это должно обеспечить выход России на устойчивое развитие экономики.
Совсем недавно научные учреждения Сибири получили более 15 млрд рублей на выполнение государственных заданий. Это позволяет надеяться, что в результате выполнения этих работ появятся разработки, которые будут запатентованы в России и, возможно, в других странах. Сейчас возобновилась работа по финансированию зарубежного патентования. Это позволит лучше защищать российские разработки за рубежом и продавать не только нефть и газ, но и лицензии на российские разработки.