В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Интеллектуальная собственность — одна из разрешенных законом монополий

31 марта 2020

DK.RU: Можно ли сказать, что бизнес не понимает всей важности заботы об интеллектуальной собственности и ставит в приоритет решение других, более насущных вопросов?

— Данное утверждение относительно справедливо для рядового потребителя, который чаще всего сталкивается с интеллектуальной собственностью (далее — ИС, прим.ред.) в процессе просмотра или прослушивания аудио-/видео контента. Связано это с тем, что люди зачастую не замечают интеллектуальную собственность вокруг себя: вывески, логотипы, дизайн поздравительной открытки, рецепт кондитерского изделия и его упаковку, формулу лекарственных препаратов и т.п. Все эти объекты являются результатом творческой деятельности человека, а любая собственность, в том числе и интеллектуальная, по самой своей сути не может быть бесхозяйной.

DK.RU: Т.е. в бизнесе ситуация другая?

— Да, здесь всё иначе. В настоящее время среди крупных компаний практически не осталось тех, кто бы не начал всерьез задумываться об оформлении портфеля интеллектуальной собственности, ведь ИС — это и есть коммерческий потенциал предприятия. Возьмите, например, сферу IT, где программное обеспечение — это единственный, а зачастую и главный продукт, приносящий компании прибыль. Отсутствие у такой компании надлежащего юридического оформления прав на программный продукт может привести к серьезным проблемам, вплоть до потери бизнеса.

DK.RU: Как обстоят дела с интеллектуальной собственностью у предприятий из реального сектора экономики?

— Рецепты известных напитков, состав стали, технологии производства или же организация производственного процесса (может охраняться как ноу-хау) — всё это объекты патентного права или секреты производства.

Часто субъекты малого предпринимательства сосредоточены на выпуске одного товара или нескольких товаров, но по одной технологии. Для таких предприятий особенно опасна потеря своей ИС. Так, судебный запрет на использование технологии либо на производство какого-либо товара для монопроизводителя может означать остановку предприятия и, как следствие, негативные экономические и финансовые последствия вплоть до банкротства предприятия.

Кроме того, в любой сфере бизнеса компании для продвижения своих продуктов формируют то, что называется «брендом», обязательной составной частью которого в большинстве случаев является товарный знак. По сути, вложения в бизнес в конечном счете являются вложениями в свой собственный товарный знак. Качество продукта потребитель ассоциирует именно с товарным знаком.

Важными, если не решающими, являются интеллектуальные права при корпоративных конфликтах. Тот, кто владеет ИС, владеет всем бизнесом.

Для производственных предприятий нередка ситуация, когда вся ИС принадлежит одному бизнес-партнеру, зачастую являющемуся директором предприятия, и в случае корпоративного конфликта предприятие как производственный комплекс и бизнес-партнеры, которые владеют им, рискуют остаться ни с чем, потому что уникальным являлся продукт, а не оборудование, на котором он изготавливался.

Вывод, который был сделан на основе многолетней юридической практики нашей компании, свидетельствует об одном — интеллектуальная собственность существенная, а иногда единственная составляющая всего бизнеса, залог его успешности, а надлежащее юридическое оформление — залог его стабильности.

Интеллектуальная собственность — это одна из немногих разрешенных законом монополий. Тем самым, приобретая ИС как актив, мы приобретаем конкурентные преимущества, мы защищаем себя от притязаний третьих лиц, а при эффективной коммерциализации — получаем прибыль и развитие, в том числе масштабирование бизнеса (к примеру, франшиза, лицензионные договоры).

Важно помнить и то, что, не уделяя должного и своевременного внимания своей ИС, можно столкнуться с действиями «патентных троллей» или «сквоттеров», когда вашу технологию запатентует кто-то другой или зарегистрирует в качестве товарного знака ваше обозначение и запретит вам их использование.

Интеллектуальная собственность требует комплексного подхода, частью которого является патентная стратегия, которая, на наш взгляд, должна формировать для себя каждая более-менее крупная компания, продвигая на соответствующий рынок свою продукцию, особенно инновационного характера.

DK.RU: Как вы относитесь к развитию онлайн-сервисов по оформлению прав на объекты интеллектуальной собственности?

— Интеллектуальная собственность, в отличие от других видов собственности, — это не овеществленные объекты.

Российская патентная система, как и патентные системы большинства стран мира, предусматривает словесную, текстовую форму выражения и описания технических решений. Поэтому закрепление прав за правообладателем полностью зависит от точности примененных слов, терминов, выражений, значение которых, в свою очередь, зависит еще и от конкретной технической сферы, в которой они применяются. Такая нюансировка обусловливает необходимость индивидуального, часто узкоспециализированного подхода, который может обеспечить только опытный специалист, способный сформулировать техническое решение таким образом, чтобы оно позволило достичь всех желаемых целей: защиту от притязаний третьих лиц, получение конкурентных преимуществ, разграничение (разделение) рынка.

По нашему мнению, онлайн-сервисы, которые предлагают услуги чуть ли не по автоматической подаче заявок, с этой задачей справиться не могут. Такие сервисы фактически отдают на откуп самому клиенту процесс формирования и регистрации того или иного объекта ИС, выступая передаточным звеном с функциями редактора или корректора.

Отметим, что подобные онлайн-сервисы в большей мере распространены в центральных регионах страны. На Урале крупные предприятия предпочитают иметь собственную патентную службу. Что касается малого и среднего бизнеса, то он, следуя принципу экономической целесообразности, предпочитает при помощи внешних специалистов разобраться в том, какой объект ИС он получит.

DK.RU: Как вы относитесь к профессиональным сообществам и различным объединениям в сфере ИС?

— В случае, если такие объединения могут быть реально полезными для бизнеса или для специалистов в сфере ИС, — хорошо. К сожалению, не все профессиональные сообщества являются таковыми. Так, на мой взгляд, для бизнеса интерес могут представлять сообщества, содействующие продвижению интеллектуальной собственности и трансферу технологий. Например, Российское лицензионное общество, Свердловское отделение которого скоро откроется в Екатеринбурге.


Поделиться:
Вернуться назад