Франчайзинг: конкуренция и антимонопольные аспекты
8 июля 2024Одной из важнейших проблем развития бизнеса на стадии, когда он разросся настолько, что целесообразен выход на новые рынки, является проблема выбора модели масштабирования. Укрупненно можно выделить три такие модели:
- развитие за счет собственных сил (дочерних обществ, филиалов или представительств);
- установление договорных отношений с местными независимыми партнерами по модели дистрибуции, представительства или иной схожей;
- выстраивание франчайзинговой сети.
Последняя модель имеет множество преимуществ. С одной стороны, основатель бизнеса (франчайзер) получает возможность расширения бизнеса и взаимодействия с множеством партнеров и клиентов без существенных финансовых вложений. С другой, покупатель франшизы (франчайзи) получает возможность использовать готовую бизнес-модель, коммерческий опыт, деловую репутацию и узнаваемый бренд франчайзера без необходимости создания бизнеса с нуля.
Рассмотрение всех преимуществ, предоставляемых франчайзинговой моделью во всех областях ведения бизнеса, далеко выходило бы за рамки темы, обозначенной в заглавии настоящей статьи, поэтому мы сконцентрируемся только на преимуществах франчайзинга в области регулирования антимонопольного законодательства в России.
Российское гражданское законодательство и законодательство о защите конкуренции позволяют охарактеризовать положение франчайзера как легальную монополию, а многие его действия по осуществлению и защите своих прав – как разрешенное законом ограничение конкуренции. Так, ст. 1033 ГК РФ допускает установление во франчайзинговом договоре множества ограничений прав его сторон, не характерных для делового оборота, строящегося по иным договорным моделям. В частности, правообладатель может быть ограничен в праве предоставления аналогичных франшиз и даже ведения собственной деятельности на той же территории, которая закреплена за франчайзи. В свою очередь, на франчайзи могут быть возложены обязательства не конкурировать с франчайзером на той же территории, не заключать аналогичных договоров с конкурентами франчайзи, продавать товары или оказывать услуги по согласованным с франчайзи ценам или на иных определенных коммерческих условиях, не продавать товары конкурентов франчайзи, согласовывать с франчайзером различные аспекты своей деятельности и другое.
В Федеральном законе «О защите конкуренции» ряд видов соглашений признается ограничивающим конкуренцию и потому недопустимыми. В частности, это касается так называемых вертикальных соглашений (соглашений между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой его предоставляет, продает). В общем случае закон запрещает вертикальные соглашения, которые приводят к установлению цен, разделу товарных рынков, отказу от заключения договоров с определенными лицами и т.п. Вместе с тем п. 1 ст. 12 Федерального закона «О защите конкуренции» допускает возможность заключения вертикальных соглашений, если они являются договорами коммерческой концессии (франчайзинга). В этом заключается наиболее значимое преимущество модели франчайзинга – она допускает то, что невозможно реализовать в модели дистрибьюции или иного схожего партнерства.
Вместе с тем ошибочно полагать, что договоры франчайзинга абсолютно свободны от любых антимонопольных ограничений. Так, п. 2 ст. 1033 ГК РФ прямо признает ничтожными нормы об установлении для франчайзи ограничений на продажу товаров или оказание услуг клиентам из-за пределов закрепленной за ним территории. Однако за указанным выше исключением закон не устанавливает перечень ограничений конкуренции, недопустимых условиями договора франчайзинга. Иногда это приводит к спорам, в том числе судебным. Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 9 июня 2022 г. по делу №309-ЭС22-3993 суд, в частности, указал, что содержащееся в договоре обязательство франчайзи не вести конкурирующую деятельность не является предметом договора и не прекращается вместе с расторжением договора, его исполнение предполагается и после расторжения договора, следовательно, франчайзер может требовать уплаты штрафа за нарушение такого обязательства и после расторжения договора франчайзинга.