Борьба с контрафактом в электронной торговле в России: практика и тенденции
28 июня 2024По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2023 году объем онлайн-торговли в России увеличился на 27,5% и составил 6,4 трлн рублей. С 2019 по 2023 год российский рынок электронной коммерции вырос более чем в три раза.
Этот рост повлек за собой внесение ряда изменений в российское законодательство и подзаконное регулирование в сфере электронной торговли, и процесс продолжается. Эта ситуация также привела к увеличению количества контрафакта в интернет-продажах, особенно на маркетплейсах, что в том числе поднимает вопросы юридической ответственности как продавцов, так и самих торговых площадок.
Понятие «владелец агрегатора информации о товарах или услугах» появилось в Законе о защите прав потребителей в 2018 году. Маркетплейсы определяются Законом как агрегаторы информации о товарах или услугах, имеющие соответствующий ресурс – программное обеспечение или веб-сайт, посредством которых потребители могут узнать о товарах или услугах и приобрести их.
В России до сих пор не существует единого комплексного регулирования онлайн-торговли через торговые площадки. Стороны самостоятельно разрабатывают положения договора с учетом требований Гражданского кодекса, Закона о защите прав потребителей, Постановлений Правительства и других подзаконных актов.
Различные маркетплейсы вступают в различные виды правоотношений со своими клиентами – продавцами товаров. Некоторые сайты по договору предоставляют только услуги по публикации информации о продавце, организации доставки и всего документооборота (чеки, возвраты и т.п.). Другие торговые площадки склонны вступать в другие виды правовых отношений с продавцами, действуя от имени продавцов и сохраняя за собой процент от продаж. При этом речь не идет только об информационном посредничестве. Таким образом, если на таком маркетплейсе продается контрафактный продукт, логично, что торговая площадка также будет нести ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности. Эту позицию поддержал, в частности, Верховный Суд РФ, что отражено в Постановлении Пленума Верховного Суда №10 от 23 апреля 2019 года.
Провайдеры интернет-услуг, провайдеры интернет-хостинга, торговые площадки, социальные сети могут считаться информационными посредниками в России и также могут быть привлечены к ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности.
В соответствии со статьей 1253.1 Гражданского кодекса, интернет-провайдеры, провайдеры интернет-хостинга и другие информационные посредники могут быть привлечены к ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности, за исключением случаев, когда они могут доказать, что:
- они не инициируют передачу данных;
- они не модифицируют данные в процессе их передачи;
- они не знали и не должны были знать о том, что контент нарушает исключительные права;
- при получении письменного уведомления правообладателя, содержащего ссылки на контент, нарушающий исключительные права, они предприняли все необходимые действия для прекращения нарушения.
Компенсация за нарушение может быть истребована только с виновных информационных посредников; в то время как претензии по удалению контента, нарушающего исключительные права, или ограничению доступ к этому контенту могут быть предъявлены невиновным информационным посредникам. Это предоставляет возможность отправлять уведомления об удалении не только непосредственным нарушителям, но и информационным посредникам, поскольку у них есть технические возможности заблокировать или удалить нарушающие исключительные права предложения или другой контент (т.е. прекратить нарушение).
Практически на этом этапе методы борьбы с контрафактной продукцией в целом остаются неодинаковыми среди основных игроков рынка электронной торговли, и различные торговые площадки используют в этом отношении разные подходы. Некоторые из них уверяют, что отслеживают контрафактную продукцию, в том числе с помощью нейросети. Они также подчеркивают, что все транзакции отслеживаются в режиме реального времени, и перед покупкой покупатели могут ознакомиться с рейтингами товаров и продавцов. Они также используют разные подходы в сотрудничестве с владельцами интеллектуальной собственности. Хотя полный отказ от сотрудничества случается не часто, некоторые маркетплейсы могут медленно отвечать на запросы – они могут в том числе пытаться выиграть время, пока товары не будут распроданы. Некоторые торговые площадки в ответ на обращение правообладателей просто рекомендуют обращаться к продавцам напрямую.
За продажу подделок российским законодательством предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность, но практически письма с предупреждениями и дальнейшие переговоры с маркетплейсами остаются наиболее предпочтительным вариантом, выбранным большинством правообладателей. Торговые площадки обычно стараются отвечать на запросы владельцев интеллектуальной собственности, и это хороший способ быстро остановить продажу подделок. Таким образом, есть шансы, что удастся решить вопрос без обращения в суд и сэкономить время и деньги. Когда маркетплейс получает жалобу, он обычно сначала запрашивает информацию у продавца и только потом, изучив все материалы, решает, как ответить.
Юристы, тесно работающие с нарушениями на торговых площадках, отмечают, что часто причиной отказа в блокировке продавца является недостаточно квалифицированно составленная претензия или обращение. Перспективы возможного судебного иска против маркетплейса варьируются в зависимости от роли, которую он играет в реализации товаров. В некоторых случаях торговая площадка может выступать прямым продавцом продукта. Альтернативно, и это происходит чаще всего, она может просто предоставить инфраструктуру третьим сторонам для продажи их собственной продукции. Хотя ответственность маркетплейса в первой ситуации не должно быть трудно обосновать, второй случай может оказаться более сложным для владельцев исключительных прав. Суды пока не выработали единого подхода к оценке статуса или действий торговых площадок в этих делах. Таким образом, перспектива судебного иска должна анализироваться в каждом конкретном случае в зависимости от роли маркетплейса в конкретной сделке.
В 2022 году крупнейшие российские торговые площадки создали систему обмена информацией о продавцах контрафактной продукции. Эта система должна собирать информацию о случаях размещения контрафактного товара, а также информацию о продавце и данные документов, подтверждающих нарушение. Обнаружив подделку, маркетплейс должен ее заблокировать. Если тот же продавец замечен на других торговых площадках, у продавца можно запросить документы, а в случае их отсутствия или недостоверности – заблокировать этого продавца. Торговые площадки также подтверждают готовность совместно с Федеральной антимонопольной службой разработать механизм приостановления деятельности поставщиков контрафакта. Предполагается, что после первого нарушения деятельность продавца должна быть приостановлена на три месяца, а после второго нарушения продавец должен быть лишен возможности размещать товарные предложения на всех торговых площадках страны.
В марте 2024 года в нижнюю палату парламента внесен законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Новое регулирование будет распространяться не только на платформы, но и на продавцов и операторов пунктов доставки. В некоторой степени косвенно положения законопроекта могут регулировать и облегчить борьбу с оборотом контрафактной продукции. Однако мы считаем, что владельцы исключительных прав ожидают в будущем не только более активной работы правоохранительных органов, но и более глубокого и единообразного регулирования процесса сотрудничества между правообладателями и различными платформами электронной торговли.