Авторское право — инструмент бизнеса
19 декабря 2022В современном мире много говорят про интеллектуальную собственность. Эта тема стала актуальной уже достаточно давно. Большинство людей из бизнеса понимают ценность личного бренда, осознают необходимость регистрации товарного знака для целей дальнейшего его использования в качестве инструмента конкурентной борьбы и источника дополнительного дохода посредством лицензирования. Многие предприниматели, занимающиеся техническим прогрессом или работающие в сфере IT-разработок, стремятся защитить свои достижения путем их патентования. Ведь наличие патента позволит повысить инвестиционную привлекательность бизнеса. Но когда речь заходит об авторском праве, далеко не многие понимают суть такой правовой охраны: на что именно распространяется, как ее получить и каков объем прав. И здесь, как правило, проявляются два подхода. Некоторые считают, что все результаты творчества, включая любую идею, озарившую ее создателя, подлежат охране авторским правом. Другие полагают, что авторское право предназначено исключительно для защиты прав на предметы искусства. Однако оба подхода не совсем верны.
Действительно, исторически институт авторского права возник для защиты прежде всего авторов литературных произведений от копирования. Но впоследствии этот институт существенно развился и на сегодняшний день распространяется на неограниченный перечень произведений науки, литературы и искусства, включая программы для ЭВМ и базы данных. Однако следует сразу оговориться, что сами идеи, концепции, методы осуществления какого-либо процесса, способы ведения бизнеса, языки программирования прямо исключены законом из охраняемых объектов. Это обусловлено самой природой авторского права, которое предназначено для защиты именно формы выражения творческой мысли, а не ее содержания. Так, например, если кто-то напишет свой роман на основе сюжетной линии поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», то новое произведение вполне может претендовать на самостоятельную охрану при наличии творческой составляющей.
При этом авторские права возникают сразу же, как только произведение выражено в какой-либо объективной форме, в частности, воспроизведено на бумаге, произнесено устно, записано на носителе, и распространяются как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. Из этого следует основополагающий принцип авторского права, заключающийся в том, что для предоставления охраны не требуется какая-либо регистрация или соблюдение прочих формальностей. Отдельно хочется отметить, что государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных в Роспатенте, о которой, возможно, многие слышали, не носит правоустанавливающего характера. Такая регистрация является факультативной и никак не влияет на момент возникновения прав.
Таким образом, палитра объектов авторского права достаточно широкая, а отсутствие обязательных требований для возникновения прав делает привлекательным этот институт для использования практически в каждой сфере жизнедеятельности. Так, например, ученые, исследователи пишут статьи о своих исследованиях, в индустрии моды создается оригинальный дизайн одежды, строительный бизнес сопровождается созданием новых архитектурных проектов, результатом рекламной деятельности может стать видеоролик, охраняемый как аудиовизуальное произведение. Примеров можно приводить бесконечное множество, но, уверена, в условиях текущей цифровизации общим для любого вида бизнеса является наличие своего сайта в сети Интернет. Рассматривая его с точки зрения авторского права, охраноспособными могут быть как сам дизайн оформления сайта в целом, так и его отдельные элементы: фотографии, статьи, иконки. Кроме того, интерфейс сайта может получить дополнительную правовую охрану в случае его регистрации в Роспатенте в качестве промышленного образца.
Отмечая преимущества режима авторского права в отношении автоматического характера возникновения таких прав, необходимо обозначить важность правильного их закрепления за бизнесом. Общая концепция такова, что изначально все права возникают у автора как создателя. Закон регулирует ситуацию создания служебных произведений и прямо предусматривает, что все исключительные права на подобные произведения принадлежат работодателю.
Сложнее ситуация, когда произведение создается по заказу. В подобных случаях стороны довольно часто упускают вопросы распределения прав на создаваемые объекты либо допускают существенные нарушения в их регулировании, что впоследствии может привести как к конфликтам между сторонами договора, так и к проблемам в процессе осуществления защиты прав при незаконном использовании третьими лицами. Поэтому крайне важно уже на самой начальной стадии оформления заказа обратиться за квалифицированной юридической помощью. И в этом юристы фирмы «Городисский и Партнёры», имеющие глубокие знания в сфере защиты интеллектуальных прав и многолетний опыт, с радостью помогут, в частности, дадут правильную квалификацию правоотношений между сторонами договора и проконсультируют о правомерности его условий для максимальной гарантии прав и защиты интересов клиента.