Предварительный анализ логотипа на наличие абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации – залог получения правовой охраны товарного знака
9 августа 2022
1. Абсолютные основания для отказа в регистрации: часто встречающиеся случаи, о которых необходимо знать заявителю
2. Относительные основания для отказа в регистрации: важность предварительного информационного поиска
Наличие узнаваемого товарного знака является важнейшей составляющей успешного бренда компании.
Перед тем как начать развивать бизнес, необходимо задуматься о своевременной регистрации товарного знака, поскольку может оказаться, что сходное обозначение уже зарегистрировано в качестве товарного знака другим лицом, ведущим свой бизнес в аналогичной сфере. Это может послужить препятствием в регистрации желаемого товарного знака или привести к необходимости проведения дорогостоящего ребрендинга.
Чтобы увеличить шансы на успешную регистрацию товарного знака, перед подачей заявки необходимо провести предварительный поиск на наличие тождественных или сходных до степени смешения уже зарегистрированных товарных знаков или поданных заявок в отношении однородных товаров и услуг. Эту процедуру можно охарактеризовать как поиск относительных оснований для отказа в регистрации в качестве товарного знака заявляемого обозначения, перечисленных в пункте 6 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ»).
Кроме того, следует учесть и абсолютные основания для отказа в регистрации в качестве товарного знака.
Ниже будут рассмотрены основные моменты, связанные с анализом по двум указанным критериям.
1. Абсолютные основания для отказа в регистрации: часто встречающиеся случаи, о которых необходимо знать заявителю
Отсутствие различительной способности обозначения
В соответствии с положениями статьи 1477 ГК РФ «товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью».
С этой точки зрения необходимо понимать, что основная функция товарного знака индивидуализирующая, направленная на то, чтобы товар для потребителя был узнаваем и отличен от товаров других производителей.
По общему правилу, например, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, состоящие из простых геометрических фигур, линий, цифр, букв, не образующих слова, общепринятых аббревиатур и терминов, за исключением тех случаев, когда они приобрели различительную способность в результате их использования (пункты 34, 35 Правил1; далее – «Правила»).
В качестве примеров можно привести следующие.
Описательный характер обозначения
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта».
Однако довольно часто возникают случаи, когда заявитель намерен зарегистрировать подобное обозначение, несмотря на данный запрет.
Из этого положения есть исключение, которое часто применяется на практике: указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Таким образом, если для заявителя принципиальное значение имеет наличие подобных элементов в логотипе, можно порекомендовать существенно уменьшить шрифт, расположить элемент не по центру, тем самым получив возможность оставить его в товарном знаке.
Ниже приведены примеры подобных товарных знаков.
Введение потребителя в заблуждение
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 ГК РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя».
Подобные элементы не могут присутствовать в товарном знаке даже как неохраняемые.
В качестве примеров можно привести следующие обозначения.
Противоречие обозначения общественным интересам, нормам морали и нравственности
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 ГК РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали».
Здесь также стоит отметить, что подобные элементы не могут присутствовать в товарном знаке и в качестве неохраняемых.
Ниже можно привести следующий пример.
2. Относительные основания для отказа в регистрации: важность предварительного информационного поиска
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 ГК РФ «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения:
- 1) с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;
- 2) с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
- 3) с товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения».
Зачастую заявители недооценивают важность этапа предварительного информационного поиска, касающегося заявляемого обозначения.
Однако следует отметить, что заявляемое обозначение должно отличаться «новизной», а данный этап позволяет обнаружить тождественные или сходные до степени смешения заявляемому обозначению зарегистрированные товарные знаки, в том числе международные регистрации, действующие на территории Российской Федерации, а также поданные заявки с более ранним приоритетом.
Информационный поиск в зависимости от вида обозначения, словесного, изобразительного или комбинированного (как правило, наиболее часто на регистрацию в качестве товарного знака представляются данные виды обозначений), может быть проведен по словесному или изобразительному элементу, или одновременно по обоим элементам.
По результатам поиска патентный поверенный может обнаружить / не обнаружить сходные до степени смешения или тождественные товарные знаки и поданные заявки с более ранним приоритетом в отношении однородных товаров и услуг и на основании этого оценить перспективы успешной регистрации в качестве товарного знака заявляемого обозначения.
Ниже приведены следующие примеры.
В своем анализе мы руководствуемся, как и эксперты Роспатента, такими документами, как Правила и Руководство по государственной регистрации2, что дает возможность максимально объективно оценить вероятность регистрации.
В случае если шансы малы, даются рекомендации по внесению в логотип изменений и дополнений, корректировке перечня товаров и услуг.
На практике, качественно проведенный информационный поиск исключает в дальнейшем возможность непредвиденных ситуаций, связанных с наличием более «старших» товарных знаков, которые могут послужить препятствием в регистрации обозначения.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем заявителю не игнорировать этот важный этап, что в дальнейшем позволит избежать временных и финансовых затрат, связанных с уплатой пошлин, а также с отказом в регистрации в качестве товарного знака заявляемого обозначения.
Также необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 1483 ГК РФ «не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения), права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака».
Нарушение данной нормы может повлечь в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ оспаривание заинтересованным лицом и признание недействительным полностью или частично предоставления правовой охраны товарному знаку.
В качестве примера можно привести следующий.
По поручению клиента в 2022 году был проведен информационный поиск в отношении комбинированного обозначения, содержащего словесный элемент ROBA-XR.
В результате поиска в сети Интернет был найден сайт компании https://roba.pro/, занимающейся аналогичной деятельностью. Исходя из информации с сайта, компания с 2015 года ведет схожую деятельность под коммерческим обозначением РОБА.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что чем более оригинальным и уникальным будет ваш логотип, а его анализ широким и скрупулезным, тем больше шансов получить его правовую охрану в качестве товарного знака.
- Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 №482).
- Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утверждено приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 №12).