В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera IE  
Меню
x
 
 
Версия для печати

Китай взялся за своих брендсквоттеров. Поможет ли это приморским экспортерам?

7 ноября 2019

Еще 23 апреля 2019 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял решение о внесении изменений в восемь законов Китайской Народной Республики, в том числе в Закон о товарных знаках. Предполагается, что внесенные изменения позволят противодействовать недобросовестному захвату товарных знаков (брендсквоттингу) и усилят защиту прав на товарные знаки от их нарушения. С 1 ноября 2019 года изменения вступили в силу. Как это отразится на приморских экспортерах, поможет ли им отстоять свои товарные знаки на китайском рынке, эти и другие вопросы корр. ИА PrimaMedia обсудил с патентным поверенным РФ, директором ООО "Юридическая фирма Городисский и Партнеры" (Владивосток) Николаем Птицыным.

— Чтобы было понятно читателям, прежде всего необходимо сказать, что в Китае регистрация товарных знаков осуществляется на имя того, кто подал соответствующую заявку первым. При этом не имеет значения, использует или только собирается использовать заявитель регистрируемое обозначение, а также использует ли это обозначение кто-нибудь другой. Скажем, какая-нибудь приморская компания, выпускающая экологически чистую продовольственную продукцию и собирающаяся выйти с ней на перспективный китайский рынок. Ведь всем сейчас известно, насколько популярны российские продукты в Китае, — отметил Николай Птицын.

Что происходит на практике? Некоторые китайские компании и отдельные граждане во время своих визитов в Приморье или во время посещений специализированных выставок российских товаров, организуемых в Китае, мониторят товары приморских производителей, фиксируют различные торговые марки с помощью фотоаппарата. Анализу подвергаются и сведения, взятые с интернет-сайтов, торговых on-line и off-line площадок. На основе этого делается вывод, какие товары каких производителей могут появиться на товарном рынке Китая. Остальное, как говорится, дело техники (полиграфической) и нечистой совести.

Далее недобросовестные дельцы подают в китайское ведомство по товарным знакам одну или несколько заявок на регистрацию на свое имя обозначений, используемых на чужих товарах. Это может быть изображение, надпись на иностранном языке (русском, например) и даже вся упаковка (такая деятельность и называется захватом товарных знаков, или брендсквоттингом).

Настоящего производителя из Приморья об этом в известность, конечно, не ставят. Он узнаёт об этом сам, что называется, в явочном порядке, когда решает выйти на китайский рынок. Как только он это делает, недобросовестные правообладатели захваченного товарного знака предъявляют ему претензии, поскольку, по китайским законам, он фактически использует тождественное или сходное обозначение и тем самым нарушает исключительное право на товарный знак.

Выходов немного: купить свой же, фактически, товарный знак или заключить лицензионное соглашение на его использование в КНР. При этом брендсквоттеры могут требовать довольно высокое вознаграждение за отчуждаемое исключительное право на товарный знак или предлагаемую лицензию. Для достижения своих целей они могут обращаться с заявлениями и жалобами в правоохранительные органы, пытаться арестовать товары, блокировать производственную и торговую деятельность, принимать иные меры, препятствующие нормальной предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день в Китае спор между лицом, захватившим товарный знак, и лицом, которое добросовестно использовало тождественное или сходное до степени смешения обозначение, часто разрешается в пользу захватчика.

— Необходимо отметить, что при регистрации товарных знаков в России приоритет также имеет наиболее ранняя заявка, поданная в Роспатент. По общему правилу, в России, также как и в Китае, не требуется представлять какие-либо документы, подтверждающие фактическое использование обозначения, или документы, указывающие на намерения по его использованию. И в России в прошлом также была широко распространена практика захвата чужих товарных знаков. Однако после внесения некоторых изменений в российское законодательство эта практика резко пошла на убыль и в настоящее время не является серьезной проблемой, — сказал Николай Птицын.

Изменения, внесенные в Закон КНР о товарных знаках в апреле и заработавшие в ноябре, теоретически, должны иметь точно такой же эффект.

Так, статья 4 Закона КНР о товарных знаках дополнена положением, позволяющим Ведомству по товарным знакам отклонять заявки на регистрацию товарных знаков, подаваемые недобросовестно, без намерения эти товарные знаки использовать.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией статьи 33 Закона КНР о товарных знаках любое заинтересованное лицо, полагающее, что заявка на регистрацию товарного знака подана с нарушениями статьи 4, то есть без цели его использования, вправе в течение 3 месяцев после публикации сведений о проведении экспертизы в отношении заявленного обозначения, направить в Ведомство по товарным знакам мотивированное возражение против регистрации такого товарного знака.

Заинтересованные лица (например, приморские экспортеры) даже после регистрации товарного знака смогут обратиться в Ведомство по товарным знакам с требованием о прекращении его правовой охраны на том основании, что при регистрации имело место нарушение статьи 4. Соответствующие дополнения внесены в статью 44 Закона КНР о товарных знаках.

Для усиления борьбы с недобросовестным захватом товарных знаков внесены изменения, устанавливающие дополнительные требования к организациям, оказывающим услуги по регистрации товарных знаков. Так, например, согласно изменениям в статье 19 Закона КНР о товарных знаках данные организации не вправе принимать от клиентов поручения, связанные с подачей заявок в Ведомство по товарным знакам, если им известно или должно быть известно, что заявка подается недобросовестно, то есть без намерения использовать соответствующий товарный знак. В случае нарушения данного запрета такая организация может быть привлечена к ответственности в виде предупреждения или штрафа, в зависимости от обстоятельств дела (статья 68 Закона КНР о товарных знаках).

Наконец, согласно изменениям, внесенным в статью 63 Закона КНР о товарных знаках, увеличивается максимальный размер компенсации, которая может быть взыскана при нарушении исключительного права на товарный знак. Кроме того, указанная статья дополнена положениями, позволяющими суду по требованию правообладателя принять решение об уничтожении контрафактных товаров, а также материалов и оборудования, используемых главным образом для производства контрафактных товаров, без какой-либо компенсации нарушителю, или запретить введение таких материалов и оборудования в оборот. При этом введение контрафактных товаров в оборот не допускается, даже если с них будут удалены незаконно нанесенные товарные знаки.

— Все эти изменения, определенно, должны иметь положительный эффект для добросовестных предпринимателей, столкнувшихся с брендсквоттингом при выходе на китайский рынок. Однако автоматически в одночасье это, конечно же, не произойдет. Борьба с брендсквоттерами в Китае крайне сложна, резкого изменения практики после 1 ноября может не наступить. При этом, безусловно, необходимо учитывать, что правоприменительная практика, которая будет формироваться после 1 ноября, окажет дополнительное влияние на исполнение и толкование измененных норм Закона КНР о товарных знаках, — подчеркнул Николай Птицын.

Как говорится, закон законом, но всё решает его правоприменение. В данном случае стоит обратиться внимание на довольно короткий срок, который отводится заинтересованным лицам на то, чтобы направить в Ведомство по товарным знакам мотивированное возражение против регистрации их товарного знака недобросовестным брендсквоттером. Всего 3 месяца. А если ты в 2020 году и не помышлял о китайском рынке, а в каком-нибудь 2022-м все-таки помыслил, а брендсквоттер подсуетился в 2021 году? И даже наладил производство аналогичного контрафакта?

— Лучший вариант — упреждающая регистрация товарных знаков в тех странах, на которые направлены коммерческие интересы экспортеров, и мы всегда напоминаем своим клиентам о необходимости это сделать, — говорит Николай Птицын. – Юридическая фирма "Городисский и Партнеры", являющаяся крупнейшей и одной из старейших российских юридических фирм в области интеллектуальной собственности, оказывает целый комплекс услуг как в России, так и за рубежом, в том числе в Китае. Начиная от формирования стратегии защиты интеллектуальной собственности в Китае и заканчивая ее реализацией, помогающей эффективно бороться с выявленными нарушениями. Для эффективной on-line борьбы с такими нарушениями специалистами фирмы разработана специальная программа Gorodissky IP Security (18+), которая в режиме 24/7 мониторит все торговые площадки, социальные сети, продающие сайты, поисковые системы, выявляя по определенным признакам контрафактный товар. И по согласованию с правообладателем – нашим клиентом мы занимаемся вопросами блокирования соответствующих объявлений, ресурсов и сайтов.


Поделиться:
Вернуться назад